Воскресенье, 5 января
Основы завета
(
Быт. 17:2)
«Еврейское слово берит,
переведенное как «завет»,
встречается в Ветхом Завете около 287 раз. Его также можно перевести
как «завещание» или
«последняя воля».
Происхождение этого слова неясно, но оно означает «то,
что связывает вместе две стороны». Однако это слово
использовалось для обозначения различного рода отношений: отношений
между двумя людьми, а также отношений между человеком и Богом. Оно
использовалось в общепринятом значении, когда обе стороны были
представлены людьми, а также в исключительно религиозном, где
соглашение заключалось между Богом и человеком. В религиозном смысле
это метафора, основанная на общепринятом употреблении слова «берит»,
но с более глубоким смыслом» (см. Артур Томпсон.
«Завет», «Международная
библейская энциклопедия», т. 1, с. 790).
Подобно брачному контракту, библейский завет затрагивает как
взаимоотношения, так и договор. Как договор библейский завет включал
следующие основные элементы:
1. Божьи обетования, подкрепленные клятвой (см.
Гал. 3:16;
Евр.6:13,
17).
2. Обязательства вступающего в завет — повиновение Божьей
воле, выраженной в Десяти заповедях (см.
Втор. 4:13).
3. Божья часть обязательства в этом завете окончательно
исполняется согласно плану спасения во Христе (см.
Ис. 42:1,
6).
Как вышеперечисленные компоненты: Божье
обетование, наше послушание и план искупления действуют в вашем
следовании за Христом?
В Ветхом Завете система жертвоприношений показывала людям план
искупления в целом. Через эти символы патриархи и израильский народ
учились проявлять веру в грядущего Искупителя. Участвуя в
жертвоприношениях, кающийся грешник мог обрести прощение греха и
освободиться от чувства вины. Благословения завета могли таким
образом сохраняться, и духовный рост — восстановление образа
Божьего в человеке — мог продолжаться даже тогда, когда народ
отступал и не мог выполнить свою часть обязательства.
Несмотря на то, что иногда слово «берит»
употребляется в значении соглашения между людьми, тем не менее
основное употребление его в Ветхом Завете относится все же к
взаимоотношениям между Богом и человеком. Принимая
во внимание, Кем является Бог и кем в сравнении с Ним являемся мы,
какие взаимоотношения отражает подобный завет? Кому
в конечном итоге он дает преимущества? Что
это говорит нам о характере Бога, Который, будучи единовластным
Правителем Вселенной, заключает завет с человеческим родом?
|