1. без Библии

2. с Библией

Урок 2. Азбука завета

Xlib.Narod.Ru

Rambler's Top100

Комментарий для учителей

Цель учителя

1. Дать определение и объяснить понятие «завет».

2. Показать роль, которую вера и дела веры играют в части завета со стороны человека.

3. Отметить регулирующую функцию завета в отношениях между людьми и Богом.

План урока

I. Основы завета.
А.  Бог обещает заключить завет.
Б.  Обязательства сторон.
В.  Выполнение завета.

II. Объяснение завета.
А. Особые отношения между Богом и человеком.
Б. Обетование сделать Израиль великим народом.
В. Выполнение главного требования — послушания.

III. Обетование нового завета.
А.  После возвращения Израиля из плена Бог обновляет Свой завет с ним.
Б.  Его обетование выходит далеко за рамки обыкновенного юридического соглашения.
В.  Бог предлагает человеку спасение.

Комментарий

Истинное значение благодати выявляется в понятии завета. Среди прочего, термин завет, или берит, также подчеркивает тот факт, что Бог Яхве первым обращается к человеку с предложением его спасти, однако при условии, что человек будет верен святому завету с Ним и будет служить Ему одному. Вступая в отношения завета благодати с человеком, Бог предлагает ему вступить с Ним в особые отношения, обещая при этом быть его Богом завета и даровать ему свободу от рабства греха.

I. Основы завета

«Библия дает три отличительных признака благодати: это Божья милость, действующая в проявлениях Его любви к нам; неотразимая привлекательность Бога для человека; всепобеждающая сила Святого Духа» (Чарльз Адамc, Из сборника «12000 изречений на тему религии», с. 200). В Новом Завете древнееврейским эквивалентом термина берит является греческая идиома слова благодать (диатеке), употребляющаяся в значении завещание или дар. Общим для завета и завещания (юридического документа) является то, что завещание — это свободное волеизъявление в форме дара тому, кто не выдвигает никаких юридических претензий на его получение. Таким образом, завещание — это вполне подходящий образ, помогающий понять принцип действия Божьей благодати.

II. Заключение завета с Ноем

Сначала слово берит (завет) было употреблено в значении благодать (см. ст. 8), т. е. «Божественное благоволение», и лишь потом к нему прибавилось значение взаимоотношения (см. Быт. 6:18). Другими словами, без инициатора завета Яхве, дарующего благодать, не может быть и речи о взаимоотношениях на основе завета! «Бог говорит — Ной внимает... Таким образом, для достижения Своих божественных целей Бог придал Своим взаимоотношениям с Ноем форму завета...

Священные, искупительные... отношения завета, учрежденные Богом после грехопадения Адама и Евы (см. Быт. 3:15)... снова возобновляются по инициативе Бога» (Г. Хазел. «Завет, основанный на Его крови», с. 19. «И Ной обрел благодать в глазах Иеговы»).

III. Завет с Аврамом

В случае с Аврамом завет предусматривал его защиту и увеличение имущества. «В различные периоды жизни Авраама Бог постоянно расширял сферу действия завета. В Быт. 12:1—3 можно насчитать пять обетовании относительно будущего Авраама и его потомства. Это свидетельствует о серьезности и масштабности замыслов, которые были у Бога насчет Авраама» (Г. Хазел. «Завет, основанный на Его крови», с. 20).

Христос явился Аврааму и назвал Себя не обобщающим словом «Бог», а по имени — Яхве («Я есмь Сущий»). В этом имени отразилась сама сущность Бога, Который самодостаточен в Своем существовании, независим в принятии решений и изъявлении Своей воли. «Яхве» — это имя, используемое Иеговой при заключении завета и когда Он желает лично открыть Себя. «Завет с Авраамом является заветом благодати» («Комментарий Е. Уайт», «Библейский комментарий АСД», т. 1, с. 1092).

IV. Завет с Моисеем

«И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем „Бог Всемогущий", а с именем Моим „Господь" не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой» ( Исх. 6:2—5).

В связи с этим обращением Бога к Моисею будет уместным показать, как Бог постепенно открывал в Библии Свое имя, неизвестное до того людям. Яхве — это имя собственное Бога Израиля... Многие современные исследователи объясняют это имя (Яхве) следующим образом:
«Тот, Кто вызывает к жизни; Податель жизни»;
«Сотворивший все сущее; Творец»;
«Первопричина всего; Тот, Кто выполняет обещания»;
«Сущий; абсолютно неизменный»;
«всегда существующий; не способный умереть; Тот, Кто никогда не меняется; самодостаточный»;
«Тот, Кто не перестает быть Богом-Искупителем»;
«Тот, Кто может быть всем»;
«Тот, Кто однажды явит Себя (подтвердит, докажет Свое существование)» (Ф. Браун, С. Драйвер, К. Бриггс. «Древнееврейско-английский лексикон», с. 217, 218).
Яхве — это имя, которым Бог открыл Себя Моисею на горе Хорив. Его можно объяснить как
«Я буду Тем, Кем буду»;
«Тот, Который будет»;
«Я — Тот, Который есть»;
«Я есть (такое Мое имя), поскольку Я есть»;
«Я есть Тот, Кто есть; Тот, Чье имя неизъяснимо и неназываемо» (там же, с. 218).
«Иисус говорит ей: это Я» ( Ин. 4:26);
«Но Он сказал им: это Я; не бойтесь» ( Ин. 6..20);
«ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» ( Ин. 8:24);
«Иисус сказал им... тогда узнаете, что это Я» ( Ин. 8:28);
«Иисус сказал им: истинно, истинно... прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( ст.58);
«Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось... это Я» ( Ин. 13:19);
«Иисус говорит им: это Я» ( Ин. 18:5);
«Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак. если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, — да сбудется слово, реченное Им» ( ст.8).

Бог желал показать Израилю, что завет, который Он заключил с ними, не имел никаких скрытых мотивов и интересов. Единственное, в чем Бог был заинтересован, — это в ответной любви. Поэтому в обновленном завете периода Моисея (см. Быт. 6:6) Бог Яхве продемонстрировал глубину Своей любви, полностью раскрыв стратегию Своих замыслов, обозначенных еще в завете с Авраамом (см. Быт. 15:1—21).

V. Новый завет


«Самое волнующее и исчерпывающее обетование нового завета можно найти в Иер. 31:31—34...

Мало кто знает, что Новый Завет получил свое название именно благодаря этому отрывку. Поскольку латинским эквивалентом древнееврейского слова «берит» было слово «тестамент» (завет), знаменитый отец Церкви Ориген (живший приблизительно в 185—254 гг.) назвал последние двадцать семь книг Библии Новым Заветом» (Г. Хазел. «Завет, основанный на Его крови», с. 22, 23).

Тексты для исследования: Иер. 31:31—34; Зах. 2:8; Евр. 8:7

1. В Библии говорится о нескольких заветах, среди которых последним является новый завет. Действительно ли это разные заветы, или на самом деле это разные версии одного завета? Может ли Бог заключить более, чем один завет?

2. Как вы думаете, почему Богу понадобилось повторно вступать в завет со Своим народом? Связано ли это с тем, что народ забывал о завете с Богом, или, возможно, в разное время Бог желал особо выделить отдельные пункты завета?

3. По определению, завет — это договор между двумя или несколькими сторонами, которые обычно равноценны друг другу. С этой точки зрения отношения между Творцом и творением никак не вписываются в это определение. И все же Богу понадобилось вступить в такого рода договор. Почему?

4. В Иер. 31:33 говорится, что Божий Закон будет написан на наших сердцах. Означает ли это, что мы должны будем безоговорочно соблюдать Божий Закон? Ожидает ли Бог от нас этого уже сейчас, или мы сможем достичь такого уровня совершенства лишь в отдаленном будущем? Аргументируйте свой ответ.

Личное благовествование

Джероен Туинстра, пастор из Нидерландов, говорит, что его любимым обетованием из Библии является это: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп. 4:13).

Впервые Туинстра услышал этот текст на курсах для студентов-миссионеров, которых готовили для служения на островах Микронезии. Пастор Дик Баррон (бывший директор молодежного отдела Генеральной конференции) проводил серию утренних богослужений, посвященных теме этого стиха.

Флп. 4:13 продолжало «преследовать» Туинстру в течение всего года его служения в Микронезии. Пять дней в неделю с 8 до 15.30 он обучал учеников-подростков. Однако главной трудностью для Туинстры оказалось не обучение детей, а грамматика английского языка. Как Туинстра ни старался, он то и дело с огорчением обнаруживал, что его речь представляла из себя смесь английского с нидерландским. Позже он с уверенностью заявлял, что только благодаря Христу он преодолел языковой барьер и смог найти в себе силы довести свое служение до успешного завершения. Год, проведенный в Микронезии, помог Туинстре понять, что Бог призывает его стать служителем. Он поступил в колледж Ньюболд (Англия), где получил сначала степень бакалавра, а затем и магистра. Туинстра считает, что Флп. 4:13 является для него постоянным напоминанием Божьего всеведения и всемогущества и, наоборот, шаткости его собственных знаний. И сейчас, в первый год пасторского служения, этот стих, как и прежде, укрепляет его — на этот раз в стремлении быть на высоте своего призвания.

Туинстра убедился на собственном опыте, что Божьи обетования всегда осуществляются. Бог сдержал Свое обещание и всегда укреплял молодого человека во всех его начинаниях Ради Иисуса Христа.

Иисус очень серьезно относится к выполнению Своих обетовании. И если мы будем так же серьезно относиться к своим обещаниям, мы сможем таким образом усилить эффективность нашего благовестия миру об Иисусе Христе. Какое представление о вас как христианах сложится у родных, друзей, коллег, если вы будете выполнять или не выполнять свои обещания?

От теории к практике

Этот случай произошел в Грузии еще до второй мировой войны. Одна женщина собралась поехать в Москву. Ее соседка, узнав об этом, обратилась к ней с просьбой: «Не смогли бы вы передать моему сыну немного его любимых сластей?» Ее сына звали Иосиф Сталин, и всему миру он был известен как безжалостный диктатор. Однако это нисколько не мешало его матери продолжать видеть в нем ребенка.

Вопросы для размышления

1. Любовь Бога к людям можно сравнить с любовью матери Сталина к своему сыну. Как бы плохо мы ни выглядели в глазах окружающих. Бог продолжает любить нас. Поразмышляйте о том, как эта любовь связана с предложением Бога вступить с Ним в отношения завета.

2. Как влияет на нашу веру тот факт, что Бог Сам делает первый шаг к примирению с человеком? Какое влияние эта инициатива оказывает на наши поступки и нашу каждодневную жизнь в вере? Приведите пример опасностей, с которыми мы можем столкнуться, если будем уповать на свои дела, а не на веру.

Вопросы для закрепления

1. Завет — это отношения, устанавливаемые между двумя сторонами; своего рода обоюдовыгодная сделка, договор о дружбе. Библия неоднократно указывает на то, что Бог Сам делает первый шаг на пути к установлению отношений завета. Если такие отношения действительно выгодны для двух сторон, почему тогда мы предпочитаем ждать, пока Бог сделает первый шаг? Почему нам не хватает веры выйти самим навстречу Богу? О чем говорит всей Вселенной настойчивость, с которой Бог ищет человека?

2. В этом уроке отношения завета с Богом сравниваются с брачным союзом. Однако настоящий брак держится не на брачных обязательствах сторон, а на любви. Исходя из этого сравнения, дайте описание идеальному союзу между Богом и вами, основанному на отношениях завета.

3. Замечено, что любовь в браке возрастает прямо пропорционально времени, которое супруги уделяют друг другу. Поразмышляйте о том, как сделать, чтобы время, которое вы проводите в молитвах и размышлениях о Боге, содействовало укреплению ваших отношений с Богом. Подумайте о том, кто мог бы стать вашим «партнером по духовному возрастанию». Такой человек мог бы оказывать вам поддержку и напоминать о необходимости регулярно проводить критический анализ времени, которое вы проводите в общении с Богом.

Заключение

Изначально Бог установил отношения любви с нашими прародителями Адамом и Евой. Сейчас Он посредством нового завета стремится к восстановлению с нами отношений любви. Этот завет не только означает верность во взаимоотношениях между Богом и человеком, но и предлагает план спасения для последнего.

Следующий

Содержание за квартал

На главную страницу


Каталог христианских ресурсов - Internet 4J. Каталог-рейтинг христианских сайтов МАРАНАФА
Allbest.ru Каталог
христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz