Стихи:
1.2.3.4.5.
6.7.8.9.10. | .
11.12.13.14.15.
16.17.18.19.20. | .
21.22.23.24.25.
26.27.28.29.
|
Ангел. см. 1:20.
Ефес. Существует определение слова Ефес, как «желанная». Во дни Иоанна Ефес был главным городом римской провинции в Асии и позже стал её столицей. Он был расположен на западной окраине главной магистрали, пересекающей Среднюю Азию со стороны Сирии и благодаря такому своему географическому положению являлся важным морским портом на Эгейском море, а отсюда и торговым. Проповедь Евангелия была занесена сюда впервые Павлом в 52 году по Р. Хр. , когда он возвращаясь со своего второго миссионерского путешествия остановился здесь, направляясь в Иерусалим и Антиохию. Его друзья Акила и Прискилла поселили на временное жительство и вместе с Аполлосом вели Евангельскую работу до возвращения Павла примерно в течении двух лет ( Деяния 18:9 и 19:7). Когда Павел вернулся в Ефес, он оставался там примерно около трёх лет. Такое длительное пребывание апостола в Ефесе, по сравнению с его пребыванием в других городах говорит о том, что его работа там увенчалась особым успехом. Его биограф Лука говорит, что «все живущие в Асии слышали Слово Божие, как Иудеи, а также и греки» ( Деяния 19:10). Вполне вероятно, что в то же самое время были обоснованы и другие общины (см. Кол. 4:13, 15, 16). После своего первого заключения, Павел по-видимому имел желание снова посетить Ефес, но он поручил сделать это Тимофею (см. 1 Тим. 1:3).
После этого, ничего определённого не известно об истории церкви в Ефесе, пока это название спустя 30 лет не появляется в книге Откровения. Тем не менее, предание говорит, что Иоанн, возлюбленный ученик Иисуса стал главой этой церкви, вероятно, после закрытия центра в Иерусалиме, примерно в 68 г. во время иудейско-римской войны. Следовательно, в то время как писалось Откровение Ефес был одним из ведущих центров христианства и поэтому, вероятно он и был тем самым подходящим местом, куда было обращено Слово Христа. Центральное положение Ефеса в христианском мире, его духовное состояние, как нельзя лучше характеризовали всю церковь апостольского периода, история которого длилась примерно до конца первого столетия. Эта эра вполне может быть названа эрой апостольской чистоты, что было особенно дорого в очах Божиих.
Держащий. Более энергичное выражение, чем в 1:16.
Семь звёзд. см. 1:16. Руководители церкви особенным образом находятся под защитой и руководством Христа. В выполнении своей работы они всегда поддерживаются Божественной силой и милостью. Следует заметить, что Христос рекомендует так Себя каждой церкви, как Иоанн видел Его в видении» ( 1:11—18).
Ходящий. Более энергичное описание отношения Христа к Его церкви, чем в 1:13, где Иоанн просто говорит о Христе, «как стоящем посредине семи светильников». Подобно тому, как отдельные церкви апостольских времён радовались заботливому, наблюдающему отношению Христа к себе, так и вся христианская церковь на протяжении всех периодов своей истории пользуется тем же неизменным отношением Христа... Таким путём и исполнилось Его обетование, данное ученикам быть с Ним всегда, даже «до окончания мира» ( Мф. 28:20).
Светильники. см. в 1:12.
1 ст. «Христос также представлен держащим семь звёзд в Своей руке. Это служит залогом того, что ни одна община, верно исполняющая свой долг не должна опасаться того, «что врата ада одолеют её». Ибо ни одна звезда находящаяся под покровительством Всемогущего не буде вырвана из рук Христа».
«Так говорит «Держащий
семь звёзд в деснице Своей». Эти слова относятся к
учителям церкви на которых возложена великая ответственность.
Благотворное влияние, которое должно наполнять церковь связано со
служителями Божиими, которые должны отражать в свою очередь любовь
Христа. Небесные звёзды находятся под контролем Бога. Он даёт свет.
Он управляет их движением. Если бы они не делали этого, они упали бы.
Так обстоит дело и с Его служителями. Они являются только орудием в
Его руках и всё то доброе, что они делают, совершается Его силой.
Через них сияет Его свет. Спаситель — их труд и успех. Если они
будут взирать на Него, так как Он смотрит на Своего Отца, то они
будут способны совершать Его работу. Если они сделают Господа своей
опорой, тогда Он даст им от Своего света, который отразится в их
мире» (
«В день суда обнаружится, что Бог был
знаком с каждым по имени. Незримый свидетель наблюдает за жизнью
каждого. «Я знаю твои дела»,
— говорит Тот, Кто ходит среди семи золотых светильников. Ему
известно, какими возможностями не воспользовался человек и какие
неутомимые старания были со стороны Доброго Пастыря, чтобы разыскать
тех, кто заблудился на широких путях, и чтобы привести их обратно на
путь жизни. Голос Божий постоянно взывает к любителям удовольствий,
снова и снова Он зажигает Свой свет на их пути, чтобы они увидели
угрожающую опасность и спаслись. Но они не обращают на это внимание,
но веселятся, шутят, и так, пока не окончится время испытания...
Божии пути точны и определённы, и когда будет вынесен им приговор, он
не встретит никакого возражения» (
«Христос ходил в среде Своей церкви.
Он желает освятить, возвысить и облагородить Своих последователей.
Влияние тех, кто верит Ему будет подобно живительному запаху на
жизнь. Христос держит звёзды в Своей правой руке и Он желает, чтобы
они излучали свет на окружающий мир. таким путём Он желает
приготовить Свой народ для высшего служения в небесной церкви. Будем
верно выполнять ту великую работу, какую Он поручил нам. Покажем в
нашей жизни то, что Божественная благодать может сделать для
человечества» (
1 — 5 ст. «Когда прошли первые порывы, их любовь к Богу и друг ко другу начала ослабевать. Возникли разногласия и глаза многих отвратились от Иисуса, Начальника и Совершителя их веры. Люди, которые должны были быть обращены посредством живого примера истины, остались во мраке. Тогда к Ефесской церкви и было послано свидетельство Верного Свидетеля. Отсутствие интереса у них к спасению душ говорило о том, что они утратили свою первую любовь; но никто не может любить Бога всем сердцем, душой и крепостью, не любя тех, за кого умер Христос. Бог призывал их к раскаянию и к прежним делам, чтобы в обратном случае их светильник на оказался «сдвинутым».
«И разве это переживание Ефесской
церкви не повторяется на опыте церкви нашего времени? Какое сегодня
состояние церкви, которая получила знание истины от Бога и как она
использует это знание? Братья и сёстры! Я спрашиваю каждого из вас в
отдельности, кто из вас утверждает, что он верит истине? Находится ли
ваша практическая жизнь в гармонии с полученным светом,
преимуществами и возможностями, посланными вам небом? О, это
серьёзный вопрос! Солнце праведности взошло над церковью и она должна
светить. Это её долг. Это преимущество каждой души, чтобы она
продвигалась вперёд. Те, кто соединены со Христом будут возрастать в
благодати и знании Сына Божьего до полного возраста. Если бы все, кто
говорит, что верит истине, воспользовались данными им преимуществами
и возможностями, тогда они были бы сильны во Христе»
(
«Вести к Ефесской и Сардисской церкви
неоднократно повторялись мне Тем, Кто всегда мне давал наставления
для Его народа» (
Знаю. Каждой из семи церквей Христос говорит: «Я знаю твои дела». Его предостережение — это предостережение Того, Кто знаком со всеми проблемами каждой церкви, и Кто поэтому может, и готов помочь всем.
Твои. Это слово стоит в единственном числе, так как здесь Христос обращается к ангелу (см. 1 ст.), который представляет собой каждого члена общины или же всю церковь как единое целое. Христос обращается к людям на общих принципах — как к церкви, а также и каждому человеку в отдельности.
Дела. Греческое слово — «ерга», «действие», «деятельность». Действия в особенности подчёркивающие моральный характер человека. Вся жизнь и поведение церкви известны Иисусу Христу.
Труд. Огромная усталость, вытекающая от большого напряжённого труда. Другими словами Христос здесь говорит: «Я знаю всё, что ты сделал и Мне также известны и те огромные усилия и стойкость, какие были необходимы, чтобы сделать это».
Терпение. В буквальном значении находиться стойко и мужественно под давлением и гнётом.
Не можешь сносить. Как это часто бывало и в прежние времена, а также и теперь, церковь склонна «сносить» ради ложного мира в своей среде ложные учения и другие проявления. Служители Христа может быть считают для себя более удобным и лёгким сохранить молчание относительно любимых грехов, какие совершаются членами общины, нежели смело выступать и встать за истину (ср. с Ис. 30:10, 11. 1 Тим. 4:3). Христос похвалил Ефесскую церковь за то, что она провела отчётливую и твёрдую границу между истиной и заблуждением как в учении, а также и в личной жизни людей, и за то, что она заняла твёрдую позицию против зла.
Развратных. Т. е. поведение ложных апостолов было сразу замечено и обсуждено очень детально. Рано или поздно грубые доктринальные извращения получают своё отражение в грубых действиях неправильного поведения. Поведение человека и все его действия являются неизбежным последствием всего того, что он думает и во что верит (см. Пр. 4:23. Мф. 12:34. 1Ин. 3:3).
Испытал. Ефесская церковь очень внимательно и серьёзно исследовала требования и учения лжеапостолов. Игнатий, живший во втором столетии в своём известном труде «К Ефесянам» подчёркивал это внимательное отношение верующих ефесской церкви к возникновению ереси.
В одном из своих посланий Иоанн предостерегает верующих от появления «антихриста» и советует им «испытывать духов, от Бога ли они» ( 1Ин. 4:1—3). Предостережения данные Павлом руководителям Ефесской церкви за много лет наперёд о том, что «лютые волки войдут в их среду», «говоря превратно» исполнились ( Деяния Ап. 20:29). Он советовал фессалоникийцам «всё испытывать и хорошего держаться» ( 1 Фес. 5:21). Пётр подробно писал относительно «лжепророков», «лжеучителей» (см. 2 стр. 2 гл. ср. с 1 Тим. 1:20. 2 Тим. 4:14, 15). Хотя вначале и трудно разобраться с хитрыми и коварными приёмами их учения, но такие люди всегда узнаются по своим «делам» (см. Мф. 7:15—20).
Так и сегодня, в жизни тех, кто учит и поступает не правильно не проявляются настоящие «плоды Духа» (см. Гал. 5:22, 23). Каждому искреннему христианину, обладающему высокой чувствительностью к духовным вопросам, обещано, что он сможет различать не христианский дух и побуждения, которыми руководствуются все учителя заблуждений и лжи (см. 1Ин. 4:4. Откровение 3:18).
Апостолы. Среди заблуждений, серьёзно угрожающих чистоте церкви в конце первого столетия следует указать на Докетизм и Гностицизм. Как говорят материалы ранних времён, некий Кердон посетил Ефес и произвёл там немало возмущения. «Ириней против ереси». И борьба Ефесской церкви в то время с лжеучителями достойна подражания для церкви наших дней.
2 — 3 ст. «Энергия и рвение последователей Иисуса того времени записаны на страницах Св. Писания для примера и ободрения верующих всех столетий...
Все члены церкви были единодушны в своих
стремлениях и делах. Любовь ко Христу подобно золотой цепи объединяла
их. Они стремились к тому, чтобы ещё больше и совершенней познать
Господа и в их жизни в полной мере отображались мир и радость Иисуса.
Они помогали сиротам и вдовам в их нужде и сохраняли себя
незапятнанными от этого мира, осознавая то, что если они будут
поступать иначе, тогда это противоречило бы их убеждению и означало
бы отречение от их Искупителя. Работа Божия успешно продвигалась в
каждом городе. Души обращались и каждый из них чувствовал, что в свою
очередь он должен рассказать другим о неоценимых сокровищах благодати
Божией... И они не успокаивались до тех пор, пока свет озаривший их
разум не проникал в душу других» (
Бог избрал народ для этих последних дней,
которого Он сделал хранителем Своего закона и перед этим народом
стоят не лёгкие поручения, какие он должен выполнить: «Ты
не можешь сносить развратных и испытал тех, которые называют себя
апостолами, а они не таковы и нашёл, что они лжецы. Ты много
переносил и имеешь терпение и для имени Моего трудился и не
изнемогал». Как много нужно иметь всегда бдительности и
постоянной борьбы, чтобы сохранить наши общины от зла. В таком случае
должна быть проявлена всегда твёрдость и несгибаемость»
(
Переносил. Ефесская церковь отказалась «сносить развратных» (см. 2 ст.), но терпеливо переносила все неприятности причинённые лжеучителями и преследования от рук иудеев фанатиков и язычников.
Терпение. см. 2 ст.
Для имени Моего. см. Деяния 3:16. Последователи Христа были известны благодаря Его имени, которым они и назывались. Их преданность этому имени, их верность Ему, как своему Господу навлекла на них преследования римских властей и страшную ярость тех, кто прикладывал все усилия к тому, чтобы разрушить их веру.
Первую любовь. Эта форма любви включала в себя всю преданность сердца Богу, истине, любовь к братьям, и вообще к людям (см. Мф. 5:43, 44. 22:34—40). Возможно доктринальные споры, возбуждаемые лжеучителями и поднимали раскольнический дух и настроение среди верующих. Хотя вопреки серьёзным усилиям многих искренних членов приостановить поток лжеучения, значительная часть членов вне всякого сомнения подпала под это влияние, в большей или меньшей степени. До какой степени это зло нашло себе место в церкви и до какой степени была ниспровергнута и умалена работа Св. Духа, как вестника истины ( Ин. 16:13), который несёт на себе важнейшую задачу обратить принципы истины в живую силу для преобразования характера (см. Ин. 16:8—11. Гал. 5:22, 23. Еф. 4:30). И к тому же нужно сказать, что живых свидетелей жизни и смерти Иисуса уже не было в живых; один а другим они сошли в могилу; истина о скором возвращении Христа начала утрачивать свою остроту и близость (см. Откровение 1:1) и огонь веры и преданность постепенно угасал.
4 — ст. «Христос
вознёсся на небо и послал Своего Святого Духа, чтобы влить силу в
работу Своих учеников. Тысячи обращались за один день. В одном
поколении Евангелие было возвещено всем народам. Но постепенно
наступили перемены. Церковь утратила свою первую любовь. Члены её
сделались себялюбивыми. Дух мира приобретал над ними свою власть.
Враг набросил свою чародейственную тень над теми, кому Бог дал свет,
чтобы его передать миру; свет, который должен был сиять в добрых
делах. И мир лишён тех благословений, которые Бог желал дать людям»
(
4 — 5 ст. «Тайна беззакония, предсказанная ещё ап. Павлом в первой апостольской церкви начала проявлять свою работу, когда появились лжеучителя, относительно которых и предостерегал Пётр верующих. Многие были увлечены ими. Некоторые не выдерживали испытаний и отрекались от истины. В то время, когда Иоанну было дано это Откровение, многие утратили свою первую любовь к Евангельской истине. Но в Своём милосердии Бог не оставил церковь в её заблудшем состоянии. В Своей вести к нам, дышащей такой безграничной нежностью, Он показывает Свою любовь к нам и Своё желание в том, чтобы они с уверенностью трудились для вечности. «Вспомни, — умоляет Он, — откуда ты ниспал, покайся и твори прежние дела».
«Церковь была полна недостатков и
нуждалась в остром порицании и наказании. И Иоанн должен был написать
слова предостережения, обличения и увещевания к тем, которые оставили
фундаментальные принципы Евангелия и находились в опасности потерять
надежду на спасение. Но слова Божественного обличения, которые он
должен был послать, всегда были облечены нежной любовью и несли с
собой твёрдое обещание мира тем, кто раскаивался. «Се
стою у двери и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь,
войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною»
(
«Верный свидетель, обращаясь к Ефесской церкви говорит: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни откуда ты ниспал и покайся, и твори прежние дела твои, а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места сего, если не покаешься». С нежным состраданием, намного превосходящим те чувства, которые побуждают родителей просить их заблудших, страдающих детей, Спаситель ожидает ответа на Свой зов любви и прощения. Он взывает к заблудшему: «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам». Но если грешник упорно отказывается внять голосу обращающемуся к нему с такой сострадательной нежной любовью, то в конце концов он будет оставлен в совершенном мраке. Сердце, которое столько времени отвергало милосердие Божие, ожесточится во грехах и становится не отзывчивым к голосу Божию. «Он привязался к идолам, оставь его» ( Ос. 4:17). В день суда отрадней будет городам Иорданской долины чем тем, которые познали любовь Христа, но отвергли её ради удовольствий греховного мира.
О, вы, так легкомысленно отвергающие зов
милосердия, подумайте о длинном списке дел, свидетельствующих против
вас в небесных книгах; ибо там ведётся учёт беззаконных действий
народов, семейств и каждого человека в отдельности. Бог может долгое
время сносить всё, в то время, как отчётная книга пополняется. Он
приглашает людей раскаяться и предлагает им Своё милосердие. Однако,
настанет время, когда отчётный список заполнится; человек придёт к
окончательному решению, когда наконец, благодаря личному выбору,
участь каждого будет решена. Тогда настанет время действовать судам
Божиим» (
«Почему на пути вашего странствования
не раздались голоса духовных гимнов? Почему мы не возвратимся к
прежней простоте? Причина, почему мы утратили радость, заключается в
том, что мы потеряли нашу первую любовь... Мы должны раскаяться, быть
ревностными, чтобы светильники наши не были сдвинуты»
(
«В сердца тех, которые уже долгие годы
находятся в истине, вкрался тяжёлый судебный дух критики. Такие люди
очень критически на всё смотрят и постоянно ищут ошибки у других. Они
сели на судейские места и выносят приговор над теми, кто не разделяет
их мнения. Бог призывает таких людей оставить свои занятые места
(судейские) и склониться перед Ним в раскаянии, исповедывая свои
грехи. Он говорит: «Но имею против тебя
то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни откуда ты
ниспал, и покайся и твори прежние дела твои, а если не так, скоро
приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не
покаешься». Они стремятся занять первые места, но своими
словами и делами они многим наносят раны» (
Сдвину светильник. см. 1:12. Церковь изменила своим уставам и требованиям как представительница Христа. Церковь «пала», но Божественная милость терпеливо предлагает ей возможность «раскаяться» (ср. с 2 Пет. 3:9).
5 ст. «От тебя не
требуется, чтобы ты исповедывался перед теми, кто не знает твоего
греха и заблуждений. Ты не должен и публиковать своё исповедание,
потому, что неверующие люди, когда прочтут об этом — будут
радоваться, но перед теми, кто отнесётся честно к твоему признанию и
не извлечёт из него никакого материала против тебя, исповедывайся
согласно Слову Божьему и они помолятся за тебя и Бог примет твою
работу и исцелит тебя. Отбрось свою гордость, тщеславие и сделай это.
Вернись к стаду Божьему. Пастырь ожидает тебя. Покайся, делай твои
первые дела, и ты снова обратишь милость Божию»
(
«Мне были показаны общины в разных
местах, которые говорят, что соблюдают заповеди Божии и ожидают
второго пришествия Христа. Но среди них царит вызывающее тревогу
безразличие, гордость, любовь к миру и холодный формализм... Аппетит
и страсти господствуют над ними, «Я»
занимает первое место. Многие из них жестоки, честолюбивы и не
посвящены. И некоторые из них являются духовными служителями,
держащими в своих руках священные истины. Если они не раскаются, то
их светильник будет сдвинут. Приговор Спасителя, произнесённый над
бесплодной смоковницей является проповедью против всякого формализма,
хвастливого лицемерия, кичащегося перед миром своей горделивой
листвой, но лишённые плода. Какой упрёк для тех, кто имеет только вид
благочестия, а на самом деле в своём нехристианском образе жизни
отрёкся от его силы! Он, который обращался с нежностью с мытарями,
Который никогда не отталкивал от Себя самых больших виновников,
произнесёт Свой приговор над теми, кто имеет только вид благочестия,
но делами своими отрёкся от своей веры» (
«Скоро приду к тебе и сдвину
светильник твой с места сего, если не покаешься». Эти
слова сказаны долготерпеливым, прощающим Господом. Они являются
торжественным предостережением о том, что Страж, Который никогда не
дремлет, измеряет действия всех... Его дух не вечно будет бороться.
Его терпение скоро окончится» (
«О, как многие не знают время своего
посещения! Многие даже среди тех, кто говорит, что верит настоящей
истине, не понимают знамений времени или же то, что ожидает нас
вскоре! Мы теперь живём во время Божественного долготерпения, но
сколько ещё времени ангелы Божии будут держать ветры?»
(
«Покайся, и твори прежние дела твои».
«Почему царит такое смутное представление
об истинном духовном состоянии церкви? Не слепота ли поразила
стражей, стоящих на стенах Сиона? Наверное, многие слуги Божии
безразличны и довольны всем, как будто бы столб огненный и облачный
покоится во святилище день и ночь? Не потому ли, что занимающие
ответственные посты и говорящие, что знают Бога в своей жизни, в
своём характере отреклись от Него? Не потому ли, что многие, которые
считают себя избранными детьми Божиими довольствуются жизнью без
истины Божией, могущей спасти их от сатанинской сети и его напастей?
О, как страшно обесчещен Христос теми, кто называет себя христианами,
но чья жизнь не свидетельствует об этом: их отношение друг ко другу
лишено той любви и уважения, какое Бог ожидает, чтобы они проявили в
почтительных словах и предупредительных действиях»
(
Николаиты. Одна из ложных сект, причинивших много неприятностей Ефесской и Пергамской церкви (см. 15 ст.). Ириней отождествляет Николаитов с гностической сектой (Гностика — греческое слово, у древних греков и евреев религиозное знание. Религиозная система, которая возникла во втором веке, состояла из смеси христианских, иудейских и языческих учений. По словарю Гавкина). В своём труде «О еретиках» Ириней писал: «Иоанн, ученик Господа проповедует о Божественности Христа и старается возвещением Евангелия уничтожить это зло, которое Кердон распространил среди людей и особенно он усердно работает среди Николаитов, которые являются плодом этого «знания», и он старается, чтобы они поняли, что есть только один Бог, Который всё создал словом Своим». Имеются также исторические данные о том, что секта гностиков именовалась Николаитами. Некоторые из отцов церкви считают, что основателем этой секты был Николай из Антиохии, один из семи диаконов (см. Деяния 6:5). Насколько верно это предположение о Николае мы не знаем, но Иоанн именно и говорит об этой секте. Эта секта возникла во втором веке. Приверженцы её учили, что дела плоти не оказывают никакого влияния и действия на чистоту души и следовательно спасение не зависит от дел плоти.
Имеющий ухо. То есть, обратить внимание на данный свет (см. 1:3. Ис. 6:9, 10. Мф. 11:15). Подобные слова обращены к каждой из семи церквей.
Слышит. На греческом языке слово «слышать» означает «услышать и сделать» (ср. Деяния 9:4). Бесполезно слышать только Слово Божие, если жизнь не будет сообразоваться услышанному (см. Мф. 19:21—27).
Церквям. Данное здесь обетование к Ефесской церкви принадлежит в особенном смысле этого слова «всем церквям» апостольских времён, представленных Ефесской церковью. Хотя в частности эти слова относились и к нам, но они относятся и ко всем верующим всех времён (см. 1:11).
Побеждающему. Употреблённая здесь форма глагола на греческом языке означает человека, который постоянно «одерживает победу». Эта мысль о победе является очень часто повторяемой темой в книге Откровения. Обетования, данные в этой книге всегда были особенно дороги гонимым и преследуемым детям Божиим всех столетий. Однако, по содержанию стихов 2—6 следует отметить, что пожелание победы особенно относилось к тому, чтобы одержать победу над лжеучителями и лжеапостолами, которые соблазняли верующих вкушать от дерева человеческой мудрости. Как уместно во второй части этого стиха победителям обещан доступ к дереву жизни как награда!
Дерево жизни. см. Быт. 2:9. Откровение 22:2.
Посреди. Подобно тому, как в Едеме ( Быт. 2:9). Занимаемое деревом центральное положение подчёркивает его важное значение в Божием плане земли.
Рай. см. Лк. 23:43. Едемский сад был «раем» на земле. Когда Едем будет возвращён этому миру, земля тогда вновь станет раем. (см. доп. материал в конце этой книги).
7 ст. «Едемский
сад ещё долгое время оставался на земле, после того, как человек был
изгнан из его пределов. Падший человеческий род мог ещё долгое время
взирать на святую родину, доступ к которой охранялся святыми
ангелами. У райских ворот, охраняемых херувимами открывалась слава
Божия. Туда приходили на поклонение Адам и его сыновья. Здесь они
возобновляли свои обеты послушания тому закону, нарушение которого
изгнало их из Едема. Когда беззаконие охватило всю землю, и
обречённые на погибель люди должны были погибнуть в водах потопа,
рука насадившая Едем взяла его от земли. Но когда Творец воссоздаст
«новое небо и новую землю»,
рай снова будет возвращён в ещё большей славе, чем прежде. И тогда
те, кто соблюдал заповеди Божии, будут дышать атмосферой бессмертия
под деревом жизни; на протяжении всех бесконечных веков жители не
павших миров будут видеть в саду блаженств образец совершенства
творческой работы Божией, не запятнанной проклятием греха —
образец того, чем должна была стать земля, если бы человек осуществил
чудесный план Творца» (
«Имеющий ухо да слышит, что дух
говорит церквям». В этих церквях есть истинные
поклонники и лжепоклонники. Должна быть совершена определённая работа
для тех, кто утратил свою первую любовь, первоначальное рвение и
интерес к духовным истинам» (
Ангел. см. 1:20.
Смирна. Долгое время полагали, что это название происходит от слова мирра, так называемый благовонный кустарник, растущий в Аравии. Это вещество употреблялось для бальзамирования умерших; в медицине как мазь или как болеутоляющее средство и также как благоухание (см. Мф. 2:11). Совсем недавно учёные пришли к выводу, что это название происходит от имени Анатолийской богини Саморны, которой поклонялись в этом городе.
Смирна в настоящее время представлена одним из самых лучших по географическому положению городов в Малой Азии — Исмиром. Этот город расположен в плодородной долине реки Манес и имеет хорошие связи с такими важными городами как Пергам, Сардис, Ефес. Что касается того, кем была основана церковь в Смирне, ничего не известно. Кроме этого места больше о Смирне в Св. Писании не упоминается.
Исторически, смирнский период церкви начался, примерно в конце первого века и длился до 313 года, когда Константин начал оказывать поддержку церкви (см. доп. прим в конце главы). Некоторые считают 323 год — годом его предполагаемого обращения в христианство. Необходимо отметить, что пророчества 2 и 3 главы в строгом смысле этого слова не являются ограниченными определённым пророческим периодом, и поэтому указанные здесь даты даны с целью приблизительного соотношения пророчества с историей.
Первый и Последний. см. 1:8 и 1:17.
Был мёртв. см. 1:18. 2:1. Для церкви, которую преследовали, гнали её членов, которых умерщвляли за их веру, напоминание о том, что Христос жив, имело особенное значение.
Твои. см. 2 ст.
Скорби. Или же «страдание», «горе», «бедствие». Церковь того времени переносила периодические гонения и преследования. При Траяне (98 — 117 г.), Адриане (117 — 138 г.), Марке Аврелии (161 — 180 г.). Эти испытания носили периодический и местный характер. При Децие (249 — 251 г.) было объявлено общее гонение на христиан, и Валериане (253 — 259 г.). Особенного накала достигла буря преследования при Диоклетиане (284 — 305 г.) и его сменяющихся преемников (305 — 313 г.). С исторической точки зрения период представленный Смирнской церковью вполне может быть назван периодом мученичества. Все последующие столетия благоухают любовью и преданностью неизвестных по имени десятков тысяч мучеников того периода, которые остались «верными до смерти».
Нищету. (ср. Мк. 12:42). Вне всякого сомнения церковь в Смирне не была так многочисленна и цветуща, как располагающаяся по соседству церковь в Ефесе. Верующие в Ефесе оставили «свою первую любовь», но последователи Христа в Смирне не заслужили такого порицания. Наоборот, Христос говорит, что духовно они «богаты» ( Иак. 2:5).
Злословие. Говорить плохо о Боге или человеке. В данном случае было бы уместней сказать «клевета».
Иудеи. По всей вероятности слово «иудеи» здесь употреблено образно, а не в буквальном смысле, как например, сегодня христиане представлены как Израиль (см. Рим. 2:28. 9:6, 7. Гал. 3:28, 29. 1 Пет. 2:9). Вне всякого сомнения, что этот термин здесь говорит о том, и о тех, которые только думали о том, что служат Богу и говорили так о себе, но на самом деле служили сатане. Это фигуральное употребление имеет своё историческое обоснование. В книге Деяния апостолов показаны неоднократные примеры, когда христиане подвергались многочисленным неприятностям благодаря клеветническим обвинениям, воздвигаемым на них иудеями (см. Деяния 13:45. 14:2, 19. 17:5, 13. 18:5, 6. 21:27). По всей вероятности такое положение было и в Смирне. Во втором веке как говорит история, иудеи предали на мученическую смерть Поликарпа, епископа Смирнской церкви. Говоря об этом времени Тертуллиан называет синагоги «источником преследования».
Они не таковы. Они были лицемерами.
Сборище сатанинское. Англ. перевод стиха говорит «синагога сатаны». Центром деловой жизни иудеев была синагога, где и состоялись различные заговоры против христиан. Слово «сатана» обозначает «обвинитель», или же «противник» ( Зах. 3:1. Откровение 12:10). Такие центральные места, где собирались иудеи буквально означают «собрания обвинителей».
Не бойся. см. Иак. 1:2. ср. Ин. 16:35.
Будет претерпеть. Или же о том, что «придётся перенести». По-видимому Смирнская церковь была важнейшей мишенью клеветы иудеев, но тем не менее члены её ещё не испытывали на себе всю силу гонения. Но христиане знали о преследованиях постигших другие места и заранее должны были приготовить себя. Выражение «не бойся», говорит о том, что они уже испытывали страх. Христос обращается к ним с полной уверенностью, убеждает их не бояться (см. Мф. 5:10—12).
Ввергать. Сатана подвергает их преследованию, чтобы заставить их отречься от веры. Бог же допустит это испытание, чтобы укрепить их веру, посредством этого они доказали подлинность своей веры. Хотя сатана и будет свирепствовать против церкви, но рука Божия будет с ними к завершению Его цели (см. Иак. 1:2. Откровение 2:9).
Римский император Траян (98—117) издал первый официальный эдикт относительно христиан. В известном 97 письме, написанном им Плинию-Младшему, который был его проконсулом в Вифании и Понтию в Малую Азию Траян приводит целый ряд мыслей, как нужно обращаться с христианами, которые в то время считались нелегальным обществом. Он повелел, чтобы римские власти не преследовали христиан, но если случится, что обвиняемые по другим вопросам окажутся христиане, то их нужно казнить, если они не отрекутся от своей веры. Это закон оставался в силе до тех пор, пока Константин в 313 г. не издал приказ о веротерпимости.
Таким образом в течении двух столетий христиане жили в постоянном опасении внезапного и возможного ареста и смерти за свои убеждения. Их благосостояние в значительной мере зависело от благосклонности их языческих и иудейских соседей, которые могли их оставить в покое или же предать властям. Такое положение тоже было очень тяжёлым. Император не предпринимал эффективных мер против христиан, но разрешил своим представителям и местным властям предпринимать меры против христианства по их усмотрению. Такая политика оставляла христиан на милость местного начальства. Особенно во время голода, землетрясения, бурь и других катастроф, христиане становились предметом особенной ярости и нападений, так как их соседи язычники предполагали, что их отказ служить их богам и навлекает божественный гнев на всю страну. Периодически римская власть также обрушивалась на церковь.
Император Деций издал в 250 г. закон, согласно которому христиане подвергались мучениям, смерти и конфискации имущества. Причиной этого указа послужила дата, отмечающая тысячелетие со дня основания Рима, но главное было то, что христиане сделались при этом козлом отпущения за то, что страна пережила финансовый кризис, и что Рим уже не был так великолепен как прежде. Было решено уничтожить церковь, чтобы спасти государство. Но этот указ утратил силу в связи со смертью Деция в 251 году. Но император Валериан спустя короткое время снова ввёл в силу этот указ. Но вскоре и его смерть приостановило преследование. Но с восшествием на престол Диоклетиана церковь вновь столкнулась лицом к лицу с суровым кризисом испытания (см. ниже «10 дней»).
Десять дней. На основании принципа исчисления пророческого периода «день за год» (см. Дан. 7:25) это выражение соответствует буквальным десяти годам и относится к жестокому преследованию христиан с 303 по 313 годы. В течении этого времени Диоклетиан и его преемник Галерий проводили самые жестокие операции с целью уничтожения христианства. Их действия характеризовались страшной жестокостью, вообще когда-либо проводимой против христиан в языческом Риме. Подобно Децию и Валериану эти правители были убеждены, что если христианская церковь будет расти и распространяться в империи, то в недалёком будущем её влияние вытеснит традиции Рима и уклад его жизни и это послужит причиной к распаду Рима как государства.
Преследования начались с армии, где было много воинов христиан, затем распространились по всей империи. Римская власть обрушила всю ярость своего преследования на духовенство, надеясь при этом, что если будут уничтожены пастыри, то овцы сами по себе рассеются. Ужасы преследования и страданий перенесённых римской христианской церковью очень ярко описаны историком Теодорием, который также пишет относительно собрания епископов на Никейском соборе, спустя несколько лет, после прекращения преследования (325 г.). Многие остались калеками, без глаз, с искалеченными руками и другими тяжёлыми увечьями. Многие конечно не перенесли этих мучений и погибли. В 313 г., спустя 10 лет после начала этого ужасного преследования Константин издал указ, дарующий христианам свободу и право отправления всех их религиозных требований.
Несмотря на неопровержимые свидетельства истории относительно «10 дней», некоторые не считают этот период десятилетием, а в буквальном смысле слов «десятидневным», исходя при этом их таких точек зрения, что выражение «что тебе надобно будет претерпеть», «диавол», «темница», «смерть», здесь буквальны и следовательно, «10 дней» также буквальны. Если бы это было так, то число «10 дней» просто представляло собой округлённое число, что мы встречаем в Св. Писании, как например: Еккл. 7:19. Ис. 5:10. Дан. 1:2. Амоса 6:9. Аг. 2:16. Зах. 8:23. Мф. 25:1. Лк. 15:8. Но в данном случае «десять дней» представляют короткий период преследования, что и в действительности перенесла Смирнская церковь в апостольские времена. И такое убеждение вполне гармонирует со здравыми принципами пророческого истолкования (см. Втор. 18:15). Следовательно, «десять дней» имеют буквальное применение к историческому положению в Смирне и образное отношение к периоду истории, символически представленному Смирнской церковью (см. Откровение 1:11. 2:1, 3. см. доп. прим. к 2 главе).
Будь верен. Греческое форма этого глагола имеет значение «быть постоянно», всегда верным, преданным чему-либо. Смирнская церковь доказала свою верность и преданность Богу.
До смерти. Греческое форма этого выражения имеет значение «до момента наступления смерти и включая и самый этот мучительный процесс».
Венец. По-гречески «венок», «гирлянда» или «гирлянда победы», но не в смысле «венец правления». Такое слово употребляли для премий на соревнованиях в Греции. Здесь же это слово является символом награды, данной победителю в борьбе с сатаной.
Жизни. Выражение «венец жизни» возможно будет лучше перевести в смысле «венец, который есть жизнь». Такой «венец жизни» является доказательством победы над сатаной и страданиями (ср. 2 Тим. 4:8).
10 ст. «Через того, кто сам о себе
говорит, что он «брат и соучастник в
скорби» Христос открыл Своей церкви то, что она должна
была перенести ради Его имени. Проникая пророческим взором долгие
столетия мрака и суеверия сосланный старец видел, как многие умрут
мученической смертью ради любви к истине. Но он видел и то, что Тот,
Кто поддерживал Своих свидетелей в прежние времена, не оставит верных
последователей во все века преследования до конца времени. «Не
бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть», —
говорит Господь — вот диавол будет ввергать из среды вас в
темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь... Будь верен до
смерти и дам тебе венец жизни» (
«Тогда я видела очень много ангелов,
которые несли из города сверкающие венцы — для каждого святого
венец с Его именем на нём. Когда Иисус спросил о венцах, ангелы
поднесли их к Нему и Он Своей рукой возложил их на головы святых»
(
«При самых свирепых преследованиях, эти свидетели Иисуса сохранили веру в чистоте и незапятнанности. Лишённые всех жизненных удобств и солнечного света, нашедши себе родину в недрах тёмной, но приветливой земли, от них не было слышно ни одного жалобного возгласа и ропота. Словами веры, терпения и надежды, они подкрепляли друг друга в лишениях и скорбях. Потеря всех земных благословений не могла заставить их отказаться от веры во Христа. Испытания и гонения были для них ни чем иным, как только теми ступенями, которые приближали день их покоя и награды.»
«Подобно рабам Божиим в древности
многие «были замучены, не приняв
освобождения, дабы получить лучшее воскресение» (
Евр. 11:35). Они всегда помнили слова Своего Господа, что когда их будут
гнать ради имени Христа, чтобы они радовались тому, что их нашли
достойными страдать ради истины, и из горящих костров раздавались их
победоносные гимны. Верой взирая на небеса, они видели Христа и Его
ангелов, которые с величайшим участием наблюдали за их непоколебимой
твёрдостью. Они слышали голос доносящийся с престола Его: «Будь
верен до смерти и дам тебе венец жизни» (
«Все вошедшие в город Божий пройдут сквозь узкие врата с мучительными усилиями; ибо «не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» ( Откровение 21:27). Но никто из упавших не должен впадать в отчаяние. Пожилые люди, некогда славившие Господа могут согрешить, принесши в жертву добродетель на алтарь страстей, но если они раскаются, оставят свои грехи и обратятся к Богу, для них есть надежда. Тот, Кто говорит: «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни», — также провозглашает: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои и да обратятся к Господу и Он помилует его и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» ( Ис. 55:7). Бог ненавидит грех, но Он любит грешника. Он говорит: «Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению» ( Ос. 14:5).
«Идите вперёд; выполняйте ваш личный
долг, а последствия предоставьте Богу. Если мы будем идти вперёд
туда, куда ведёт нас Иисус, мы увидим Его победу; мы разделим Его
радость. Подобно Иисусу мы должны стать совершенными через страдания.
Если бы жизнь Христа была одной из лёгких, тогда мы быстро бы
обленились. Но так, как жизнь Его была отмечена постоянным
самоотречением, страданием и самоотвержением, то мы не должны
жаловаться, если и становимся соучастниками Его страданий. Мы только
тогда будем безопасны на тёмных путях, если Свет мира будет вести
нас» (
Кто имеет уши. см. 7 ст.
Побеждающий. см. 7 ст. Здесь особенное ударение падает на слово «побеждающий», ввиду тех тяжёлых страданий, какие предстояло перенести христианам (см. 10 ст.).
Вторая смерть. Здесь приведено противопоставление с первой смертью, которой оканчивается временная человеческая жизнь на земле и после второй встанут при воскресении «праведные так и нечестивые» ( Деяния 14:15). Вторая смерть — это окончательное уничтожение греха и грешников, и после неё уже не будет воскресения (см. Откровение 10:14, ср. 21:8).
Ангел. см. 1:20.
Пергам. Этот город был некогда столицей римской провинции в Асии в течении двух столетий после того, как один из его последних царей Аттил III завещал её вместе с городом Пергамом Риму в 133 году до р. Хр. В начале 3 ст. до р. Хр. Пергам оставался главным центром культуры и научной жизни того времени. Хотя во время Иоанна и Ефес считался первым городом в Асии, но Пергам по-прежнему не терял своего высокого значения. Эти два города долгое время соперничали между собой.
Значение названия Пергам окончательно не установлено, но такое значение как «крепость», «твердыня» возможно, что имеют одно происхождение в своём значении. Пергамский период церкви характеризуется высоким положением, потому, что из состояния гонения и преследования, церковь поднялась до степени популярности и власти.
Острый с обеих сторон меч. Это описательное определение заимствовано из 1:16.
Престол сатаны. В 29 году до р. Хр. Пергам отличался тем, что стал первым местом поклонения живому императору. Был построен храм и посвящён для повсеместного поклонения богине Рима (как олицетворение духа империи) и императору Августу. В то же самое время, когда Иоанн писал своё обращение к Пергамской церкви, христиане того города переносили тяжёлые преследования за отказ поклоняться императору Доминициану (81—96 г.), который требовал к себе поклонения «как Господу Богу». Пергам также был и религиозным центром в Малой Азии, местом отправления мистических религиозных обрядов Востока, заимствованных из Мессопотамии и совершающихся во многих языческих храмах. Выражение «где престол сатаны» очень метко характеризует всё то, что происходило в этих храмах.
Пергамский период в истории церкви начинается приблизительно с того времени, как император Константин начал оказывать поддержку церкви в 313 г, или же с того момента его ложного обращения в 323 г. и оканчивается в 538 г. (см. доп. прим. к 2 главе). Это было в то время, когда папство утвердило свои позиции как религиозной и политической власти в Западной Европе и благодаря чему и сатана обосновал свой «престол» внутри христианской церкви. Папство в то время представляло собой хитрейшую, искусную смесь язычества и христианства. Это период можно охарактеризовать следующим термином «Период популярности».
Имя. см. 3 ст.
Веры Моей. То есть, веры в Меня. Сравните всё, перенесённое героями веры с именами в 11 главе к Евреям.
Антипа. Известное греческое имя, состоящее из слова «анти», что означает «вместо» и слова «па», что по-гречески имеет значение «папы». Такое имя отражало в себе надежду отца, что так названный сын в своё время будет продолжать работу и жизнь отца. Некоторые комментаторы придерживаются того мнения, что христианин, носящий такое имя и живущий в Пергаме в то время, погиб мученической смертью за веру; по-видимому за отказ поклоняться императору. Если это так, тогда пример этого верного мученика можно считать как символ верности тех неисчислимых страдальцев, которые погибли во имя веры в течении всех последующих столетий. Тем не менее, хотя это имя, возможно и имеет фигуральное значение для Пергамского периода церкви, но в «Духе пророчества» мы не встречаем подтверждения подобной мысли.
Мученик. Греческое слово «мученик» имеет значение «свидетель». Мученик — это тот, кто ценой своей жизни свидетельствует о своей вере. По-гречески «верный свидетель» будет «верный мученик»; такое определение тождественно с определением о Христе в 1:5 Откровения и переведено как «Верный Свидетель».
Валаам. см. Чис. 22, 24 глав. Аналогия с Валаамом заставляет предполагать, что в Пергамской церкви были люди, которые вероятно намеревались разделить и разрушить церковь путём разрешения делать то, что было запрещено делать христианам (см. Деяния 15:29. Валаам был озабочен только успехом своих личных планов, а не народа Божия).
Ввести в соблазн. Буквальный перевод этих слов с греческого будет следующий: «Защёлка, которая захлопывает ловушку». Следовательно, «ввести в соблазн» означает: «заманить человека в западню, или хитрым образом поймать его в сети».
Идоложертвенное. Согласно анг. переводу стиха, это слово имеет значение кушать то мясо, которое было посвящено идолам. Упомянутые здесь преступления особенно были запрещены иерусалимским Советом (см. Деяния 15:29. Рим. 14:1. 1 Кор. 8:1). Валаам научил Израиль как грешить с «дочерями Моава», приносить жертвы «моавитским богам» и «кушать» по-видимому и мясо, посвящённое этим богам ( Чис. 15:1. 31:16).
Эти два греха привели к смешению язычества с истинной религией. Применительно к христианской истории эта аналогия приобретает особенную силу в положении церкви в период последующей за легализацией христианства Константином в 313 г. и его мнимого обращения. Этот император шёл по пути самого тесного слияния язычества и христианства, чтобы добиться союза между противоречивыми сторонами, и таким путём укрепить свою империю. Благодаря его благосклонности, церковь заняла даже господствующее положение, но именно это и сделало её добычей тех искушений, которые всегда буду идти рука об руку с популярностью и благополучием. При Константине и его преемниках церковь превратилась в политико-духовную организацию и утратила очень многое в своей прежней чистоте и духовности.
Николаиты. см. 6 ст.
Покайся. Это резкое предупреждение говорит о той большой опасности, которой подвергалась Пергамская церковь.
Мечём уст Моих. см. 1:16, ср. 2:12. Меч говорит о наказании, которое могло постигнуть в случае нераскаяния.
Имеющий ухо. см. 7 ст.
Побеждающему. см. 7 ст.
Сокровенная манна. см. Исх. 16:14—36. Некоторые считали эти слова ссылкой на манну, которую Аарон положил в сосуд, и которая хранилась в ковчеге ( Исх. 16:33. Евр. 9:4). Принимая во внимание 6 гл. Иоанна 31—34 стих, где Иоанн желает показать, что манна является символом духовной жизни во Христе, теперь и символом вечной жизни в будущем (см. Ин. 6:32, 33).
Белый камень. Были изучены различные древние обычаи, которые могли бы послужить основанием к развязке вопроса о белом камне, но ни один из них не принёс удовлетворительного ответа. Один из самых подходящих древних обычаев говорит нам об употреблении белого и чёрного камней, которые решали участь обвиняемого к осуждению или помилованию. одно остаётся ясным и определённым, что вне всякого сомнения Иоанн ссылается на этот обычай, чтобы показать ту специальную награду, которая ожидает победителя.
Новое имя. В Библии имя человека часто указывает на его характер, и новое имя указывает на новый характер. Новое — это не подражание старому, но совершенно отличительное от старого. Здесь христианину обещано «новое имя», т. е. новый, совершенно иной характер, по образу Божьему (ср. с Ис. 62:2. 65:15. Откровение 3:12).
Никто не знает. Пережитый опыт духовного перерождения, преобразования характера можно понять лишь на личном опыте. Попытки объяснить это переживание человеку, который сам лично не был рождён вторично — напрасны и бесполезны (ср. Ин. 3:5—8).
17 ст. «При входе
в Божий город Спаситель раздаст Своим последователям эмблемы победы и
надевает на них знаки, соответствующие их царственному положению.
Блестящие ряды выстраиваются в квадрат вокруг своего Царя, величие и
осанка Которого намного превосходит святых ангелов и лицо Которого
сияет неизречённой любовью и милостью. В этом бесчисленном множестве
искупленных взор каждого обращён на славу Того, Кто был «обезображен
паче всякого человека». Спаситель Сам Своей рукой
возлагает на головы победителей венцы славы. Для каждого искупленного
приготовлен венец с его новым именем и словами: «Свят
Господу!» Каждому даются победоносные пальмовые ветви и
блестящие гусли. Затем по знаку управляющих ангелов задаётся тон и
каждая рука искусно перебирает струны и раздаётся прекраснейшая
музыка. Неизречённый восторг охватывает сердце каждого, и все уста
сливаются в благодарности и славословии: «Ему,
возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею и
соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и
держава во веки веков, аминь» (
«Манна, падающая с неба для насыщения
Израиля, являлась символом Того, Кто пришёл от Бога дать жизнь миру.
Иисус говорит: «Я есмь хлеб жизни. Отцы
ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб нисходящий с небес таков, что
ядущий его не умрёт. Я хлеб живой сошедший с небес... Ядущий хлеб сей
будет жить вовек; хлеб же который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я
отдам за жизнь мира» (
Ин. 6:48—51). И среди
обетований благословения для Божьего народа в вечной жизни так
написано: «Побеждающему дам вкушать
сокровенную манну» (
Ангел. см. 1:20.
Фиатира. Происхождение и значение этого названия неизвестно. Некоторые предполагают, что Фиатира означает «сладкий запах труда», возможно, что такое утверждение основывается на 19 стихе. Хотя менее выдающаяся среди остальных шести городов, тем не менее Фиатира славилась разнообразием торговли и ремесленным мастерством. Скорее всего, что одним из ведущих отделов производства был окраска тканей (см. Деяния 16:14).
Слова, обращённые к Фиатирской церкви как нельзя лучше характеризуют те переживания, которые переносили христиане того периода во время Мрачного Средневековья (см. доп прим в конце главы). Мрачное Средневековье было временем больших затруднений для тех, кто искренно любил и служил Богу, и о Фиатирском периоде вполне законно можно сказать, как о периоде Бедствий и Скорбей. Под давлением гонений и преследования огонь истины постепенно угасал.
Отклонения, начавшиеся в ранний период истории церкви приобрели доминирующую силу в Средневековье. Писание не было доступным скромным христианам, и поэтому вместо Библии процветали традиции и языческие постановления. На дела смотрели как на средство к достижению спасения. Ложное и человеческое служение священников заменило истинное, Божественное священнодействие Иисуса Христа. Реформация возродила и оживила великие истины Евангелия. Она учила, то люди могут получить спасение только через веру во Христа; что Писание является их единственным образцом веры и примера, и что каждый человек может сам предстать перед Великим Первосвященником Иисусом Христом через человека — посредника.
Сын Божий. см. Лк. 1:35. Ин. 1:14. Как автор этой книги, второе Лицо Божества.
Очи... Ноги. см. 1:14, 15.
Дела. см. 2 ст.
Любовь. (см. Мф. 5:43, 44). Весь смысл текста говорит о доказательствах любви; любовь, вера, служение и терпение т. е. что любовь и вера фиатирских христиан создали внутреннюю основу для внешнего выражения служения и терпения.
Служение. см. Рим. 12:7.
Терпение. см. 1:9.
Последнее. Т. е. последние дела больше первых. Из семи церквей только фиатирская церковь получила признание в улучшении духовной жизни. Невзирая на трудности и бедствия церковь духовно возрастала. Противоположный пример Ефесу (см. ст. 4, 5).
Немного. Смысл самого 20 стиха противоречит слову «немного» потому, что предпочтение нужно отдать такому смыслу: «Я имею против тебя». некоторые древние манускрипты говорят вместо «немного» — «много».
Попускаешь. Греческое слово «позволяешь», «разрешаешь действовать». Церковь была виновна не только в том, что многие открыто подчинялись отступлению, но также и в том, чтобы приостановить течение этого зла.
Иезавель. Относительно этого имени как исторического см. 1Цар. 16:32. 18:13. 19:1, 2. 21:5—16. 2Цар. 9:30—37. Подобно тому как Иезавель покровительствовала поклонению Ваалу в Израиле ( 1Цар. 21:25), так и во дни Иоанна некоторые лжепророчицы пытались увлечь церковь в Фиатире. Само послание к этой церкви говорит о том, что здесь больше чем в Пергаме распространилось и открыто действовало отступление. Упоминание о Иезавели в Фиатирском периоде христианской церкви говорит о той силе, которая производила это великое отступление во время Средневековья.
Любопытствовала и... ела идоложертвенное. см. Откровение 2:14, ср. 2Цар. 9:22. Прежде всего это место имеет отношение к Фиатирской церкви. Но что касается вообще Фиатирского периода истории церкви, то это говорит о смеси язычества и христианства (см. Иез. 16:15. Откровение 17:1). Этот губительный процесс был ускорен особенно при Константине и его преемниках. Говоря в общих чертах, христианство в Средневековье было больше языческим по форме и духу, чем христианским.
Было дано значительное время для раскаяния нераскаявшихся. Не раскаялась.
Т. е. не желала раскаяться. Она отказалась сделать это, но не по причине того, что не знала, или не был дан свет. Она упорно сознательно сопротивлялась сделать это.
Повергаю её на одр. наказание должно соответствовать её преступлению. Это выражение семитского происхождения и имеет значение, что она будет наказана болезнью (см. Исх. 21:18. Иуд. 8:3. Мф. 9:2). Буквальное значение «парализованным ляжет в постель».
Любодействующих с ней. Эти личности не указаны. ср. Откровение 17:1, 2.
Если не покаются. Дверь благодати ещё не полностью была закрыта для них. Бог никогда не отвергает от Себя грешников; эти грешники отвергают Его от себя.
Делах своих. Согласно тексту следовало бы читать «её дела». Обращая внимание на то, как Бог говорит к Своей церкви, грехи Иезавели и её любовников — это её грехи, ибо она как ложная пророчица, склоняла церковь ко грехам.
Детей. Распутство Иезавели было чем-то привычным, постоянным, так как у неё были дети. Образно это можно понять в том смысле, что она имела приверженцев. Суды должны были постигнуть не только мать, но и её детей, оскверняющихся её характером. Сравните с участием детей Ахава ( 2Цар. 10:7).
Смертью. В Иез. 33:27 предложение — «а тех, которые в пещерах умрут от моровой язвы». На греческом языке эта фраза будет иметь следующий смысл: «А тех, которые в пещерах Я поражу смертью». Вместо «смерть» на еврейском языке читается «язва». Возможно это Иоанн и имел в виду.
Внутренности. Или почки. Англ. перевод говорит «поясница», что в древности почиталось как «седалище» воли человека и его чувств (ср. Пс. 7:10).
Сердца. Т. е. разум, сознание. Христос проникает как в мысли, так и чувства. Дух Христа справедлив, что Он видит и принимает во внимание все тайны сердца (ср. Пс. 7:10. Иер. 11:10).
Прочим. Т. е. верные члены Фиатирской церкви. Рассматривая эти слова с исторической точки зрения, мы увидим, что они относятся к той небольшой группе верующих, которые были рассеяны по всей Малой Азии и оставалась верной апостольскому учению. Группы таких людей были и в древней католической церкви, в Европе, как вальденцы и последователи Виклифа в Англии. Ни одна из этих рассеяных групп не обладала полным светом Евангельской истины, который впоследствии был дан протестантской реформации, но слова вести «прочим, находящимся в Фиатире» вполне соответствует им. Бог не возлагал на них другого бремени, как только то, что они должны были оставаться верными тому свету, какой они получили.
Сего учения. Т. е. учения Иезавели (см. 20 ст.).
Глубин. Имеется в виду глубина учения. Христос использует то же выражение, какое употребляли и отступившие от правды и определяет его как «глубины сатанинские». Гностики претендовали как единственные в своём роде знающие «глубины вопросов».
Другого бремени. Верное отношение к полученному свету. Другого Бог не требовал от них.
Пока приду. «Блаженное упование» (см. Титу 2:13) о скором возвращении Христа всегда было заветной мечтой верных детей Божиих всех столетий. Говоря об этом, Христос не говорил о Своём пришествии во дни Фиатирской церкви и жизни её членов, ни даже во дни Фиатирского периода церкви (см. Откровение 1:1).
Побеждающий. см. 7 ст.
Дела Мои. Т. е. дела, которые отражают характер Христа и которые находились в таком несравненном контрасте с «делами» тех, кто был союзником Иезавели (см. 22 ст.).
Власть над язычниками. ср. с Откровение 20:4.
26 — 28 ст. «Обыкновенное
выслушивание проповедей каждую субботу, неоднократное чтение Библии
подряд, или же отдельная работа над каждым стихом не принесёт нам
никакой пользы, ни слушающим нас, если мы не отразим истин Слова
Божьего в нашей личной жизни. Наш разум, воля, чувства — всё
это должно быть подчинено контролю Слова Божьего. И тогда посредством
работы Св. Духа все заповеди Слова Божия станут принципами нашей
жизни. Постоянно ходите во свете Божием. Размышляйте день и ночь над
Его характером, и тогда вы увидите всю Его красоту... «Тому,
кто побеждает дам звезду утреннюю» (
Пасти. Т. е. управлять ( Мф. 2:6). Это выражение заимствовано из Пс. 2:9 о времени, обстоятельствах и природе действий Христа когда Он сокрушит «жезлом железным» народы (см. Откровение 19:15). Иудеи рассматривали это место в Пс. 2:9 как пророчество о работе Мессии, и в сохранившихся манускриптах о Псалмах Соломона мы читаем: «Он (Мессия, сын Давидов) исторгнет грешников из их наследия. Он уничтожит гордость грешника как глиняный сосуд. Железным жезлом Он разнесёт в куски всё их состояние». И так как искупленные будут жить и царствовать со Христом, то поэтому здесь и отражено их участие в работе Христа (см. Откровение 12:5. 20:4).
Жезл. Это определение может означать пастырский жезл ( Пс. 22:4), как державный скипетр ( Пс. 44:7), как жезл наказания ( Пс. 124:3). Из содержания 27 стиха можно предположить, что «жезл» является символом правления и оружием наказания.
Сосуды глиняные. Иер. 19:1, 10, 11.
Сокрушаться. Т. е. произойдёт уничтожение нечестивых. Что касается природы этой власти см. Откровение 20:4.
Как и Я получил. см. Мф. 11:27. 28:18. Ин. 3:35. 5:22. Деяния 17:31.
Утренняя звезда. Т. е. Сам Христос. см. Откровение 22:16, ср. 2 Пет. 1:19.
Имеющий ухо. см. 7 ст.
Применение вести к семи церквям, к семи последовательным периодам истории церкви (см. 2 гл.) естественно подчёркивает выгодность переходных дат, чтобы можно было лучше и удобней представить себе согласованность этих вестей с историческими периодами времени. Но при определении этих дат следует помнить, что:
А) Пророчество о семи церквях не является пророчеством времени в обыкновенном смысле этого термина потому, что никакая специальная хронологическая датировка не соответствует этому. Прежде всего, это пророчество относится к текущим опытам, переживаемым церковью и совершенно отличается от таких пророчеств как 1260 дней ( Дан. 7:25. 2300 дней из 8:14 и 70 недель из 9:25).
Б) Большинство эпох истории едва ли можно отметить точными датами. Действительный переход одного периода в другой — это постепенный процесс. Тем не менее целесообразней всего остановиться на приблизительных датах для установления соотношений вестей с определёнными событиями истории. Некоторые не согласны с датами, данными ниже и употребляют другие названия для определения различных периодов. Однако, эта несхожесть в датах и названиях не отражается на вестях, данных семи церквям.
1) Ефес. Существует всеобщее согласие по поводу этого периода, который представляет собой апостольский век и начинается приблизительно от 31 по 100 годы.
2) Смирна. Послание ко второй и третьей церквям свидетельствует о переходе Смирны в Пергам из положения преследования к популярности. Царствование Константина Великого (306—357) первого так называемого христианина императора в Риме и отмечается этим периодом. До его известного эдикта в Милане в 313 году, христианство было запрещено религией и подвергалось часто самым суровым преследованиям. Императорский эдикт дал законные права всем верующим людям во всей империи и возвращал христианам имущество. В то же самое время Константин освободил духовенство от гражданской о военной службы и также от налогов. Его мнимое обращение произошло в 323 году. Поэтому 313 или 323 год могут считаться как годы перехода церкви от Смирнского периода в Пергамский.
3) Пергам. Божественное Откровение характеризует Пергамский период, как время компромиссов, отступления и популярности; время, в которое церковь Рима укрепила свою власть и силу. Поэтому в конце пергамского периода мы находим величественный Рим на высоте его положения, папство полностью сформировалось и приготовлено к тому, чтобы занять господствующее положение в Западном христианском мире. Нижеизложенные события являются как бы пограничными знаками, отделяющими завершение этого периода. Такой исходной датой является свержение последнего римского императора в 476 году. Обращение французского короля Киовоса в 496 году, переход первого римского монарха в римское христианство, его связь с интересами церкви, одержанная победа над другими германскими народами — другой исходный пункт. В 538 году декрет Юстиниана соответственно безоговорочной политической власти папы на Западе вошёл в силу.
Историки в общем принимают папское посвящение Григория Великого (510—604) как переход от древнего периода к средневековью и его владычество как папы может считаться другим пограничным знаком. Григорий считается первым из прелатов средневековья. Он смело принял на себя роль императора на Западе и годы его правления послужили основанием для дальнейшего притязания папства на абсолютную власть.
756 год характерен управлением политической властью папства и периодом перехода Франции к власти, так званой «старший сын папства». В этом году Пипин Французский покорил Ламбардов северной Италии, которые угрожали папе и сдал их территорию ему. Эта дотация известна под названием — дар Пипина, характеризует начало папских штатов, где папа управлял как абсолютный монарх более тысячи лет. Однако важность 538 года, как исходной точки 1260 дней более, чем другая дата говорит о завершении пергамского периода.
4) Фиатира. Фиатирский период начинается с 538 года. Он характеризуется эрой папского владычества. Важное значение 1260 летнего периода в библейском пророчестве говорит о том, что 1798 год считается завершающей датой Фиатирского периода. Но ввиду такого важного вопроса, как работа Реформации в низвержении папского владычества, 1517 год также может считаться завершающей датой.
5) Сардис. Этот период характерен реформаторской деятельностью и поэтому его можно отнести к 1517 году или же к 1798 году.
6) Филадельфия. Божественное Откровение представляет эту церковь временем великого пробуждения о втором пришествии Христа. Различные даты отмечают эти периоды. Некоторые останавливаются на 1833 году, когда совершилось великое знамение на небе, предсказанное нашим Господом (см. Мф. 24:33). И который был также тесно связан по времени с первоначальным возвещением адвентистской вести, проповедуемой Вильямом Миллером. Другие останавливаются на 1798 году, как на начале «последнего времени» из Дан. 11:35. И этот год также приемлем. Среди исследователей Слова Божия в среде Адвентистов Седьмого Дня существует всеобщее мнение, что 1844 год считается завершающим годом Филадельфийского периода и началом Лаодикийского.
7) Лаодикия. Начало этого периода с 1844 года. Будучи последней из семи церквей, Лаодикия простирается до конца времени.
Другие комментарии на книгу Откровение | ||
Содержание | На главную страницу | Библия |