1. без Библии 2. с Библией |
Урок 8. Христос и святилище |
|
Комментарий для учителейЦель учителя1. Сравнить земное и небесное святилища. 2. Установить, куда, согласно Посланию к Евреям, вознесся Иисус Христос. 3. Определить, в чем заключается служение Христа в небесном святилище сегодня и значение этого для нас. План урокаI. Типология и символизм земного святилища. II. Вход в Святое святых. III. Отличительные черты святилища и его роль. КомментарийС самого начала своего существования Церковь АСД уделяла большое внимание проповеди доктрины о святилище. Основатели Церкви верили, что 22 октября 1844 года является особенной датой, когда Иисус Христос, наш Первосвященник, перешел во Святое святых для продолжения там Своего служения в небесном святилище. Этот вывод основывался на ритуале очищения земного святилища, которое являлось тенью небесного святилища, где очищение совершает Иисус Христос. Зачинатели адвентистского движения рассматривали учение о святилище в качестве одной из основополагающих доктрин. Соединенная с учением о субботе, о состоянии человека после смерти и о Втором пришествии Иисуса Христа, она стала одной из опор, на которых прочно стоит весь храм нашей веры. Для того чтобы лучше понять учение о святилище и его место в ряду других доктрин, давайте заглянем в историю нашей церкви. Последователи Уильяма Миллера (многие из которых позднее вошли в состав небольшой группы адвентистов) отождествляли святилище, о котором говорится в Дан. 8:14, с землей и считали, что она будет очищена огнем во время Второго пришествия Иисуса Христа, которое они ожидали в 1844 году. Однако, когда Иисус Христос не вернулся на землю, они углубились в изучение возможных причин, по которым это событие не произошло. Последователи Миллера испытали разочарование дважды: первый раз — когда Иисус не пришел на землю весной 1844 года (точной даты они тогда не указали); и во второй раз — 22 октября 1844 года. Второе разочарование было особенно сильным. То, что ожидаемое Второе пришествие не состоялось, подействовало на многих так удручающе, что они вышли из рядов этого движения. Главной ошибкой Миллера было неправильное толкование Дан. 8:14 и других текстов из Библии. Как выяснилось позже на основании тщательного исследования Писания, в 1844 году Иисус не должен был прийти на землю. Начиная с этого года, Его служение в небесном святилище вступило в новую фазу. Духовные основатели адвентистского движения пришли к согласованному выводу о том, что сразу после вознесения Иисуса Христа началось Его служение как нашего Первосвященника в первом отделении небесного святилища, а затем, в 1844 году, оно продолжилось во втором отделении святилища — во Святом святых. Хотя со временем это учение подверглось некоторым поправкам и уточнениям, оно по праву остается ключевым для нашей веры. В одной из своих статей Джеймс Уайт объясняет читателям, что в святилище Божья слава являлась как в Святом, так и во Святом святых. Следовательно, в небесном святилище Иисус Христос может совершать служение ради нас в Божьем присутствии как в первом, так и во втором отделении святилища. Как и Джеймс Уайт, некоторые из основателей адвентистского движения верили и проповедовали весть о посредническом служении Иисуса Христа в небесном святилище. I. Два отделения небесного святилищаВ 1853 году Дж. Андрюс представил несколько свидетельств из Писания относительно того, что небесное святилище имеет два отделения. Предлагаем вашему вниманию два из этих свидетельств. 1. Скиния, устроенная по указаниям Моисея (который в течение сорока дней изучал образец, показанный ему на горе), состояла из двух отделений (см. Исх. 26:30—33) и была точной копией небесного святилища. Рассудите сами: если земное святилище состояло из двух отделений, в то время как великий образец на небе, с которого оно было скопировано, состоял из одного отделения, то ни о каком подобии, не говоря уже о точной копии, не могло быть и речи. 2. В Послании к Евреям апостол, говоря о святилище, использует слово «святилища» (англ. пер.) во множественном числе. Выражение «святое святых», употребленное в Евр. 9:8; 10:19 (англ. пер.), дало некоторым исследователям Библии повод утверждать, что Иисус Христос начал служение во Святом святых сразу же после вознесения. Но в этих текстах употреблено одно слово «хагион» (святое), а не словосочетание «хагиа хагион» (Святое святых), как, например, в Евр. 9:3. Это же слово «хагион» употреблено для обозначения святилища в Евр. 8:2. Основоположники Церкви АСД, проведя глубокое исследование темы небесного святилища, сделали вывод, что, совершая Свое служение, Христос не ограничен только одним отделением, но, будучи Первосвященником, свободно передвигается по всему святилищу. II. Ограничивается ли служение Христа только Святым святых?Одним из главных вопросов, который предстояло разрешить первым адвентистам, было служение Иисуса Христа в небесном святилище. Совершал ли его Христос в какой-то определенной части святилища? Джеймс Уайт считал, что после вознесения Иисус Христос начал Свое служение в первом отделении небесного святилища. В подтверждение этого Джеймс Уайт цитировал Книгу Откровение, где говорится о том, что Иоанну был показан храм Бога на небе. Там Иоанн увидел Отца, сидевшего на троне, перед которым горело семь светильников (см. Откр. 4). Там же он видит Сына Божьего. Перед престолом находится жертвенник с золотой кадильницей (см. Откр. 8:3). Все это неоспоримо свидетельствует о том, что здесь изображено первое отделение святилища, где наш Господь Иисус Христос начал служение как наш Первосвященник. И, наконец, большинство первых адвентистов считали, что в Библии есть ясные указания на то, что в определенный период времени Иисус Христос перешел для продолжения служения во Святое святых. Этот краткий экскурс в историю адвентистского движения показывает, что его основоположники верили: 1) в существование небесного святилища на небесах; 2) в то, что небесное святилище состоит не из одного, а из двух отделений; 3) непосредственно после вознесения Иисус Христос начал служение в первом отделении, а не сразу во Святом святых. Тексты для исследования: Дан. 8:13,14; 2 Тим. 2:15; Евр. 4:16; 9:23—251. Для первых адвентистов видение небесного святилища было своего рода подтверждением необходимости возникновения и существования их движения. Остается ли такое понимание вопроса о святилище актуальным и сегодня? Продолжали бы вы лично считать себя адвентистом, если бы вам очень убедительно доказали неправильность традиционного взгляда Церкви АСД на небесное святилище? Аргументируйте свой ответ. 2. Адвентисты седьмого дня уделяют большое внимание разнице между двумя отделениями святилища. Как вы думаете, отдавал ли автор Послания к Евреям себе отчет в том, какую важность приобретет в будущем учение о .святилище? В случае отрицательного ответа не является ли это примером непрестанной работы Святого Духа? 3. Большинство комментаторов так или иначе согласны с тем фактом, что в Евр. 9, 10 указывается на служение Иисуса Христа в небесном святилище ради нашего спасения. Принимая за основу этот факт, почему для отношений человека с Богом так важно, чтобы человек верил в то, что Христос непрестанно совершает это служение? 4. Сходство между земным и небесным святилищем помогает также лучше понять различия, существующие между ними. Подумайте и выскажите свое мнение о возможных отличиях в подходе к Богу верующего времен ветхого завета и верующего, живущего в условиях нового завета. Личное благовествованиеРазлука с теми, кого любишь, всегда наполняет сердце печалью. Однако со временем, по мере того как мы привыкаем к жизни в новых условиях, ощущение разлуки перестает быть таким острым, хотя мы не перестаем скучать по тем, кто остался вдали, и с нетерпением ожидаем встречи с ними. Когда же этот момент наконец наступает, мы испытываем огромную радость от встречи и стараемся провести как можно больше времени со своими любимыми. После грехопадения Адам и Ева скрылись «от лица Господа Бога между деревьями рая» ( Быт. 3:8). Между ними и Творцом пролегла пропасть греха. Однако с тех пор Господа ни на минуту не покидало желание восстановить прежние отношения с теми, кого Он создал и кого Он так любил. Бог повелел устроить земное святилище, чтобы обитать среди Своего народа. Но грешный человек не мог пребывать в присутствии святого Бога, поэтому необходимо было удалить грех. С этой целью совершались жертвоприношения и проливалась кровь невинных животных, что указывало на кровь Иисуса Христа, которая «очищает нас от всякого греха» ( 1 Ин. 1:7). И только Спаситель может снова соединить нас с Небесным Отцом. Благовествуя другим, мы должны показывать, как служение Христа в небесном святилище воссоединяет нас с Творцом. Но Господь также желает обитать среди нас в наших сердцах. Послушайте, что говорит Библия: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?.. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» ( 1 Кор. 6:19, 20). Так давайте же сами откроем сердца навстречу Богу и поможем в этом другим. И тогда Бог будет обитать среди нас. От теории к практикеИнтерактивное общение с помощью Интернета становится сейчас все более популярным. Оно выгодно отличается от переписки, занимающей так много времени, что новости успевают устареть, а также от обычного телефонного разговора. Кроме своей дешевизны, разговор с помощью компьютера создает эффект непосредственного общения лицом к лицу в реальном времени, особенно если на вашем компьютере установлено соответствующее оборудование для видеосвязи. Во время интерактивного общения исчезает ощущение расстояния между вами и создается впечатление, что разговор с дорогим вашему сердцу собеседником происходит с глазу на глаз. Подобную функцию выполняло во времена ветхого завета святилище. Среди всего многообразия способов, которыми Бог открывался человеку, святилище занимало выдающееся место. Вопросы для размышления1. В Исх. 25:8 говорится о том, что святилище давало возможность Богу зримо находиться среди Своего народа. С другой стороны, в Деян. 7:48 сказано, что Бог «не в рукотворенных храмах живет». Как увязать эти два текста вместе, чтобы они не противоречили друг другу? Какой главный принцип отношений между Богом и человеком? Имеет ли значение для этих взаимоотношений место? Почему небогатые общины столь упорно и долго собирают средства для приобретения молитвенного дома? 2. Находясь уже на вершине славы, Микеланджело продолжал утверждать: «Настоящее произведение искусства, каким бы совершенным оно нам ни казалось, представляет собой лишь тень Божественного совершенства». Созданное руками человека земное святилище также несет на себе лишь отпечаток того величия, которое присутствует в святилище на небесах. Рассмотрите под этим углом нашу земную жизнь и скажите, чего мы можем ожидать от будущей жизни на небе? 3. Иеремия предостерегает народ от пустого упования на то, что храмовые ритуалы и обряды избавят их от греховности. Хотя храма давно уже не существует, однако на что другое, кроме Бога, мы склонны уповать в своей земной жизни? Как вы думаете, почему порой легче возлагать надежду на человеческие усилия, чем на силы небесные? Вопросы для закрепления1. Все ли нуждаются в том, чтобы иметь специальное место, отведенное для общения с Богом? Какие, на ваш взгляд, преимущества могло бы иметь такое «специальное» место? Могло бы такое место способствовать расцвету вашей духовной жизни? Что нужно сделать для того, чтобы общение с Богом в таком «специальном» месте не стало формальностью? 2. Проведите сравнение того места, где вы поклоняетесь Богу, с земным святилищем времен ветхого завета. В чем их сходство и отличие? Расскажите о тех «находках» в вашем личном общении с Богом, которые можно было бы использовать в во время богослужений в вашей церкви. Какие вы видите преимущества и недостатки во внедрении подобных «находок» в традиционный ход богослужений? Являясь образом и подобием Божьим, мы должны стремиться к тому, чтобы во всем подражать Его Божественному характеру. Осуществимо ли это на вашем рабочем месте? Дома? С соседями? В церкви? Почему часто оказывается недостаточным просто указать людям путь ко Христу, подарив им Библию, сообщив номер телефона вашего пастора и т. п.? Что кроме этого необходимо сделать, чтобы еще больше приблизиться к Божественному образцу, еще лучше отражать своей жизнью Христа? ЗаключениеВ Послании к Евреям Павел противопоставляет земное и небесное святилища. Он сравнивает служение первосвященника в земном святилище со служением Первосвященника в небесном святилище для того, чтобы мы могли полнее проникнуться осознанием того, что было совершено для нашего спасения. |