1. без Библии 2. с Библией |
Урок 7. Христос и Его завет |
|
Комментарий для учителейЦель учителя1. Установить, в чем состоит библейское понимание завета, а также выяснить, почему возникла необходимость в новом завете? 2. Сравнить и провести контраст между ветхим и новым заветами. 3. Определить, что предлагает нам новый завет. 4. Понять взаимосвязь между новым заветом и служением Христа в небесном святилище. План урокаI. Отношения завета. II. Сравнение ветхого и нового заветов. III. Новый завет и служение Иисуса Христа. КомментарийТермин «завет» — одно из основополагающих понятий, которое красной нитью проходит через всю Библию. Поэтому не удивительно, что это понятие употребляется также и в Послании к Евреям. Согласно пророчеству Иеремии, Бог заключит новый завет с людьми и даст им желание и силу соблюдать Его Закон. Новый завет является гарантией того, что записи об их прошлых грехах и преступлениях будут окончательно стерты из небесных книг. Таким образом. Бог сначала заключает завет со Своим народом, а затем, согласно Иер. 31:31—34, Его народ, в свою очередь, предлагает всему миру заключить завет с Богом. Через Христа Бог вступает в новый завет возрождения с теми, кто еще не спасен, обещая написать свой Закон на их сердцах. Христос назван «лучшего завета поручителем» ( Евр. 7:22), поскольку Он ценой Собственной жизни подтвердил действенность нового завета. Он умер за избранных Им, которых Бог дал Ему (см. Ин. 6:37). Слово «завет» (по-гречески «диатеке», а по-древнееврейски «берит») настолько важно для понимания Послания к Евреям, что нам необходимо особо остановиться на его значении. Слово «диатеке» означает «излагать, располагать в определенном порядке завещание или завет». Заключая завет с Авраамом, Бог отнюдь не имел в виду простое соглашение или компромисс с падшим человеческим родом. Скорее, этот завет подтверждал непреклонное намерение Бога сделать Авраама и его потомков получателями определенных благословений (см. Быт. 13:14—17; 15:18; 17:7, 8, 19—21; 21:12, 14; 22:2, 12). Бог приводит в исполнение Свой заранее разработанный план относительно Израиля, несмотря на то, что он не принимает Мессию. «Диатеке», полученный Моисеем на Синае, был, однако, Божьей милостью лишь на определенных условиях. Это был целый ряд обетовании (см. Исх. 19:5—8, 20—23; Евр. 12:18—21), которые могли осуществиться только при том условии, что израильский народ будет послушен Богу. Главной мыслью Нового Завета является то, что во исполнение плана спасения человеческого рода Бог послал на землю Своего Сына. Обретение человеком дара вечной жизни основывалось на принятии им спасительной жертвы Сына Божьего. Христос был послан для искупления грехов этого мира: каждый, вступающий в отношения завета с Господом, должен принять дар Его спасительной жертвы. Через весь Новый Завет красной нитью проходит мысль о важности установления отношений с Богом и о том, что каждый человек может посредством своего свободного выбора вступить в такие отношения. Именно в этом смысле нам следует понимать «берит» или завет с Богом. Это Божественное волеизъявление или договор, инициатива заключения которого исходит исключительно от Бога и в котором отражается Его характер и добрая воля по отношению к человеку. Нелегко подобрать слово, которое бы могло полностью передать, что такое «берит» в Божественном смысле. Почему для передачи смысла этого древнееврейского слова в Септуагинте отдано предпочтение греческому слову «диатеке»? Потому что греческое слово «диатеке» имеет значение «волеизъявление; завещание». Нельзя подобрать другого слова, которое бы лучше передавало выраженную в Ветхом Завете непреклонную волю Бога, решившего по Своей милости к человеку передать Своему народу небесное наследие. Тот, Кто составляет завет, не спрашивает у получателя, насколько для него приемлемы условия завета. Его можно рассматривать как неоспоримое волеизъявление завещателя. Только Бог является инициатором завета, и только Он может остановить его действие. Возникает вопрос: почему Завещатель, Иисус Христос, назван Посредником, передающим новый («кайнес») завет, или «диатеке»? Может ли Завещатель одновременно выполнять роль Посредника? Насколько необходимо участие посредника в завете? Иисус Христос назван Посредником нового («кайнес») и лучшего завета. Бог проявил к людям добрую волю, открыв им Свои намерения и план искупления. Он послал на землю Своего Сына в качестве гаранта нового завета. Начиная с самого первого провозглашения Благой вести (см. Быт. 3:15), Бог определяет Иисуса Христа как гаранта осуществления Своих обетовании. Тексты для исследования: Иер. 31:31—34; Рим. 4:23—25, 6:1, 2; Кол. 2:14, 16; Иак. 2:15, 161. Подобно многим другим терминам, употребляемым в Библии, понятие нового завета заимствовано из сферы отношений, сложившихся между людьми в ветхозаветном обществе. Однако на примере библейского употребления этого понятия можно ясно видеть, чем отличались взаимоотношения между Богом и людьми от их отношений в обществе. Может ли завет между Богом и людьми быть примером того, как мы должны относиться друг к другу? 2. Понятие нового завета не является характерным только для Послания к Евреям или других книг Нового Завета (в самом названии которого употреблен этот термин). Впервые он употребляется пророком Иеремией. Как вы думаете, почему возникла необходимость в заключении нового завета? 3. Вся религия Ветхого Завета до некоторой степени была религией, основанной на жертвоприношениях. С некоторыми изменениями она также сохранилась и в Новом Завете. Почему, на ваш взгляд, необходимо было сохранить идею жертвоприношения? Должна ли была она стать необходимым условием вступления завета в силу, или же Бог таким образом указывал на высокую цену, которую необходимо было уплатить за человеческую непокорность Богу? А, может, ни то, ни другое, и у вас есть свое объяснение причины? 4. Какое место в условиях нового завета занимает закон? Известно, что большинство христиан считают некоторые положения закона устаревшими. Можем ли мы сами принимать решение о том, что продолжать исполнять буквально, а что подвергать изменению? 5. Послание к Евреям предостерегает нас от того, чтобы мы продолжали упорствовать в грехе. Однако многие из нас так или иначе продолжают произвольно грешить. Каким образом мы можем убедиться в том, что не продолжаем лелеять свой грех, полагая, что Бог простит его позже? Не является ли всякий грех результатом нашего волевого решения? Личное благовествованиеКак-то на рождество Эшли подарила своему одиннадцатилетнему брату детский конструктор, из которого можно было собрать модель машины, самолета или что-нибудь другое. Некоторые взрослые тоже проводят много времени, собирая миниатюрные копии самолетов, кораблей, автомобилей. Архитекторы, разрабатывая проекты застройки городов, также используют макеты зданий, которые они хотят возвести. Однако все эти модели и макеты являются лишь копиями оригиналов. В Ветхом Завете говорится о завете, который Бог заключил со Своим народом. Фактически этот завет имел форму договора между Богом и людьми. По условиям договора Господь обещал быть их Богом, прощать их и очищать от всех их грехов. В свою очередь люди давали обязательство быть верными Господу, поклоняться Ему и соблюдать закон. Наглядной моделью, демонстрирующей механизм действия этого договора, было земное святилище со своей символикой и обрядами. Однако эта модель была лишь подобием того, что существовало в действительности. Она указывала на Спасителя и на небесное святилище. Объясняя символику земного святилища всем тем, кто не вполне понимает ее, нужно показать, что служение в земном святилище было составной частью ветхого завета между Богом и Его народом. Условия этого завета или договора были полностью выполнены с пришествием Христа-Мессии. Сейчас мы живем во время действия нового завета. В прежнем завете Закон Божий был написан на двух каменных скрижалях, и народ жил надеждой на скорое пришествие Спасителя. Согласно новому завету, Закон Божий записан в наших сердцах; Спаситель совершил Свое земное служение и стал залогом нашего спасения. Таким образом, отпала необходимость в земной модели небесного святилища, поскольку Христос, пожертвовав Своей жизнью ради того, чтобы мы имели жизнь вечную, сейчас совершает Свое служение ради нас в небесном святилище. От теории к практикеВ книге «Неугасимый огонь» А. К. Чалмерз рассказывает историю жизни двух китайцев — рабочего и писателя, которые за свою революционную деятельность были арестованы и подвергнуты жестоким пыткам. Не добившись признания, их в конце концов отпустили. Однако вскоре они попали под подозрение, и их снова начали разыскивать. Революционерам удалось добраться до побережья, где их уже ждал катер, чтобы вывезти из Китая. Однако, дойдя до кромки воды, рабочий вдруг остановился и, протянув руку писателю, сказал: «Ну, теперь прощай». «Что значит „прощай"?» — спросил писатель. Рабочий ответил: «Я решил остаться, а ты поезжай в Америку, Европу и опиши своим талантливым пером то, как мы боремся здесь. Я же возвращаюсь назад. Что бы меня там ни ожидало, я разделю участь тех, кто остался, чтобы ты, окуная свое перо в нашу кровь, донес до всех правду о том, что здесь происходит» (по мотивам книги). Вопросы для размышления1. Рассказанная история еще раз подтверждает тот факт, что партнерство/договоры или соглашения необязательно приносят равную выгоду участвующим в них сторонам и не всегда означают, что договаривающиеся стороны вносят одинаковый вклад, прилагают равные усилия или проявляют одинаковое самопожертвование! И все же в конечном итоге успех всегда зависит от обеих сторон. Чем это напоминает новый завет, который Иисус Христос заключает с нами? Как мы должны реагировать на такое «неравное» партнерство? Как вы думаете, почему Бог так щедр и великодушен с нами? Почему Он идет на такой риск ради нас? 2. Сравните условия заключения нового завета с вступлением в брак, деловым партнерством или страховыми обязательствами. В чем вы видите сходство и различия? Почему иногда дар Божьей милости связан со столь долгим ожиданием и преодолением трудностей? Какие преимущества заключения партнерского соглашения с Богом вы можете назвать? Существуют ли отрицательные стороны таких отношений? Аргументируйте свой ответ. 3. Прочитайте то, что сказано о ветхом завете в Евр. 8:7. Почему Бог не заключил новый завет сразу? Какова была цель столь длительного периода действия ветхого завета? Вопросы для закрепления1. Сравните историю о двух китайских героях с тем, как вы участвуете в новом завете с Богом. Каким образом служение Иисуса Христа в небесном святилище преображает вашу жизнь? Назовите по крайней мере три причины, по которым ваша жизнь становится лучше благодаря служению Иисуса как вашего Первосвященника. 2. Часто можно услышать утверждение: «Верность Христу должна идти рука об руку с верностью Его Церкви». Зная о том, что Иисус Христос верен в выполнении Своей части завета, проанализируйте свое участие в программах, проводимых вашей церковью. Соответствуют ли ваши усилия усилиям Христа ради вашего спасения? Объясните, почему вы так думаете. Что вы можете сказать по этому поводу относительно усилий вашей общины верующих? Считаете ли вы свою церковь достойной называться невестой Христовой? Какие изменения могли бы, на ваш взгляд, помочь церкви (и лично вам) идти в ногу с требованиями нового завета? Каким образом новый завет дает вам прямой доступ к Богу? Назовите некоторые помехи, которые стоят между вами и Богом. Может ли лучшее понимание служения Христа в небесном святилище помочь в устранении этих помех? ЗаключениеНовый завет устанавливает особый тип отношений между Богом и Его народом, отношений, дающих возможность преодолеть огромную пропасть греха, которая пролегла между ними. Христос вызвался быть Тем, Кто протянул руку спасения гибнущему человечеству. Он выступил гарантом того, что Бог выполнит свою часть завета. Более того, по Своей милости Бог в лице Иисуса Христа прощает и возвращает надежду даже тем из нас, кто однажды нарушил условия своей части завета. |