1. без Библии 2. с Библией |
Урок 4. Христос лучше и превосходнее |
|
Комментарий для учителейЦель учителя1. Описание Иисуса автором Послания к Евреям. 2. Раскрыть характер Иисуса и Его служение на благо человека. 3. Определить, что Иисус уже совершил и что совершает сейчас ради нашего спасения. План урокаI. Величие Христа в Его превосходстве. II. Жизнь, принесшая обильный плод. III. Отклик человека на превосходство Христа. КомментарииОсновная тема Послания к Евреям состоит в том, чтобы показать, что у нас есть лучший Первосвященник, Который восседает одесную престола Божьего. Такое понимание очень важно, поскольку часто заступническое служение нашего Господа Иисуса Христа понимается неверно. Необходимо уяснить, что новое священство лучше прежнего, так как теперь Первосвященником является Сам Христос — Христос, Который не поддался самым сильным соблазнам на земле; Христос, Который в молитве изливал Свое сердце Богу; Христос, Который молился за Своих учеников, чтобы в часы испытаний их вера оставалась непоколебимой. Если провести контраст между земным священством и Иисусом, то сразу бросается в глаза, что левитов было много, а Иисус один. Иосиф Флавий упоминает о том, что со времен Аарона и до разрушения храма в 70 г. н. э. насчитывалось 83 первосвященника («Иудейские древности», т. XX [227], с. 121). Эти первосвященники были «человеки смертные» ( Евр. 7:8), и, следовательно, в отличие от Христа, священникам-левитам необходимо было иметь преемников. Но только во Христе мы находим всю полноту Божества телесно. Церемониальный закон не был совершенен, поэтому возникла необходимость в новом, лучшем порядке служения, предложенного Христом. Главы 8— 10 из Послания к Евреям подтверждают это, указывая на то, что новый священник, Иисус, живя на земле, пострадал ради нас. Если внимательно изучить текст Евр. 7:26, то можно обнаружить еще одно доказательство того, что Иисус Христос как лучший Первосвященник отменяет традицию времен Аарона. Аарон и его преемники должны были сначала принести жертву за свои грехи, а затем уже за грехи народа. Иисус — лучший Первосвященник, Ему не надо приносить жертву за Свой грех, поскольку Он был безгрешен, непорочен. В Нем не было даже тени греха. Здесь необходимо заметить, что для проявления сочувствия и понимания к тем, кто подвергается искушению, вовсе не обязательно согрешить самому. Наоборот, только Тот может проявить настоящее сочувствие, Кто, будучи во плоти, подвергался искушению, но все же не согрешил. Только Тот, Кто устоял против греха, знает, каково находиться под постоянным давлением земных соблазнов. А ведь стоило Ему уступить, и давление, хотя бы на некоторое время, перестало бы быть таким мучительным! Поэтому мы знаем, что Он даст нам силы противостоять соблазну греха, так как Сам знает не только силу и коварство всякого соблазна, но и то, как его победить. Итак, Иисусу нет необходимости ежедневно или раз в год приносить жертву за грехи Своего народа. Он раз и навсегда принес бесценную жертву за грех, когда пожертвовал ради нас Собственной жизнью. Жизнь Иисуса была идеальным приношением; сила его жертвы была настолько велика, что больше нет необходимости ее повторять. Наш лучший Первосвященник нашел решение проблемы греха. Как говорится в тексте Евр. 7:26, Он был «отделенный от грешников». Согласно церемониальным законам, первосвященник должен был приносить жертвы как за народ, так и за себя, но для Иисуса, нашего Первосвященника, Который сейчас на небе ходатайствует за нас, нет необходимости это делать. Находясь одесную Бога и всегда готовый к исполнению посреднического служения, наш Первосвященник не подвержен отрицательному влиянию земной жизни. Бог называет Его Своим Сыном, и Его священство всегда действенно и отвечает нуждам Его народа. Совершенная жизнь Иисуса Христа сделала возможным буквальное исполнение слов: «Ты священник вовек» ( Пс. 109:4). Тексты для исследования: Ис. 55:9; Ин. 1:12—14; Рим. 2:18,19, 3:27, 12:1, 2 1. Что означает выражение: Иисус превосходит ангелов, людей и другие Божьи творения? Помогает ли понимание превосходства Христа преодолению такой на первый взгляд непреодолимой пропасти? 2. Принимая во внимание тот факт, что Иисус во всем превосходит нас, как в таком случае достигается понимание между нами и Им, а также наоборот? В состоянии ли мы до конца понять Его природу и намерения? 3. Если Иисус превосходит Своих последователей, тогда можно ли предположить, что Его последователи превосходят других людей? Аргументируйте свой ответ. Как на примере Иисуса мы должны строить отношения с теми людьми, которые не знают того, что знаем мы? 4. Каким образом обетование Иисуса о том, что наступит время, когда Он привлечет нас всех к Себе, может повлиять на нашу жизнь уже сегодня? Как наша быстротечная жизнь на земле скажется на будущей жизни в вечности? 5. Что говорит нам о характере Иисуса тот факт, что Он даровал нам свободу выбора? Почему в свете всеохватывающей Божьей любви такое большое значение имеет наш личный выбор? 6. Как вы думаете, почему некоторые люди упорно не признают Иисуса Христа Богом, хотя у них нет для этого никаких оснований? Личное благовествованиеНам часто хочется получить что-то более новое, мощное, легкое, быстрое... В результате применения новейших технологий в нашей жизни каждый день появляются все более качественные товары и услуги. Еще недавно на то, чтобы живущие вдали наши любимые, друзья, коллеги получили от нас письмо, требовалось несколько дней, а то и недель. В наши дни с помощью электронной почты послание можно получить в течение нескольких секунд. В Быт. 4 говорится о том, что Авель, второй сын Адама, принес жертву, угодную Богу. Но в Послании к Евреям мы читаем, что Иисус принес более ценную для Бога жертву, чем Авель (см. Евр. 12:24). Как это относится к нам, живущим в XXI веке? Авель, как и многие другие после него, принес жертвенное животное. Жертвенное животное олицетворяло Спасителя. Именно Христос является Агнцем Божьим, Спасителем, Истинной Жертвой. Кровь жертвенного животного не может искупить грех человека. Кровь же Иисуса обладает силой очистить нас от грехов. Приношения в жертву животных должны были повторяться вновь и вновь. Каждый день приносились все новые жертвоприношения, отдельно за каждого человека. Жертвенное животное погибало безвозвратно. Христос же умер за грехи всех людей, но сейчас Он снова живой, чтобы царствовать во веки веков! Свидетельствуя о Христе, давайте говорить людям о Том, Кто сделал возможным наше спасение. Ведь только благодаря Христу мы можем надеяться на лучшую жизнь, надеяться на то, что даже смерть не помешает нам увидеть, что приготовил Бог любящим Его: вечную жизнь в обновленном, совершенном мире. От теории к практикеНа минуту представьте себя фарисеем. Что бы вы могли подумать об Иисусе? Простой плотник объявил себя Богом и проповедует то, что всем известно. Кто он такой, чтобы так говорить? Необразованный всезнайка. Послание к Евреям изображает Иисуса «превосходнейшим». Он превосходит обычного человека, и даже такого человека, как Моисей; Он превосходит пророков и ангелов. Мы не в состоянии даже представить все Его превосходство. Но автор Послания к Евреям говорит о том, что вам все же придется приступить к познанию Его превосходства. Вопросы для размышления1. Греческое слово «катаноэйн» означает смотреть, но оно имеет более широкий смысл, чем просто открыть глаза и увидеть другого человека. Когда Павел в Евр. 3:1 использует слово «катаноэйн», он побуждает нас «направить свои мысли на Иисуса». Не просто смотреть на Него, но понять Его. Не только увидеть Его, но и познать Его. Каким образом личное познание Иисуса может нам помочь? Почему превосходство Иисуса не должно нас пугать? 2. Представьте себе человека, который преуспел в этой жизни, многого достиг. Он целенаправлен, целеустремлен и несет ответственность за свои поступки. Как вы думаете, кто окажется в числе его последователей? Поддержит ли его народ на президентских выборах? Какой будет социальный, экономический и духовный климат в стране? Каким образом граждане могут оказывать поддержку такому президенту во время его правления? В чем сходство и отличие этого примера с нашим отношением к Иисусу? 3. К Иисусу приходило огромное количество людей. Некоторые из них приходили потому, что верили в способность Иисуса удовлетворить их насущные потребности. Других привлекали чудеса, которые Он творил. А иногда люди приходили потому, что жаждали услышать слова мудрости, найти понимание и поддержку. Иисус уверяет нас в том, что мы тоже в состоянии совершать подобные дела и привлекать людей к Богу. Прочитайте Ин. 14:12. Как вы относитесь к этому стиху? Как вы думаете, ограничены ли наши возможности на земле? Обоснуйте свой ответ. Почему мы не решаемся обращаться к самым «дерзновенным» Божьим обетованиям? Вопросы для закрепления1. Иисус советует нам взглянуть на воронов (см. Лк. 12:24), чтобы лучше понять Божью любовь к нам. При этом Он использует то же слово, что и Павел в Послании к Евреям («катаноэйн»). Он имеет в виду изучение, понимание, исследование сотворения мира с тем, чтобы лучше познать Небесного Отца. Что нам следует сделать для того, чтобы в земном пути не сводить взгляда с Иисуса? Какая опасность заключается в утрате интереса к духовному развитию? Как превосходство Христа помогает нам все время «поднимать планку» в своем духовном становлении? 2. Благодаря превосходству Иисуса Его ученики старались не отставать от Него. Именно Его превосходство побуждало их идти по Его стопам после Его вознесения, даже тогда, когда это стоило им жизни. Каким образом осознание этого превосходства придает нам силы сегодня? Как вы считаете, почему иногда кажется, что церковь не достигнет больших успехов, если будет уповать только на величие Иисуса Христа? Какие шаги следует предпринять церкви, чтобы вновь обрести силу, с которой совершал Свое служение Иисус? Кровь Иисуса открыла нам доступ ко всем дарам Его превосходного служения. Прочитайте Ин. 14:12—14. Что нам необходимо изменить в своей повседневной жизни, чтобы действительно поверить и принять это обетование? Представьте, что могло бы произойти, если бы это обетование осуществилось в жизни каждого члена церкви? Что мы можем сделать для того, чтобы, ободряя друг друга, с дерзновением приступать к престолу благодати и быть достойными наследниками Божьих обетовании? ЗаключениеВ Послании к Евреям говорится о превосходстве Христа. Он подтвердил Свое превосходство, прожив идеальную жизнь, предназначенную нам Богом. Превосходство Христа вовсе не означает, что между человечеством и престолом Господним существует непреодолимая пропасть. Напротив, это превосходство является надежным связующим звеном между нами и Спасителем. |