1. без Библии 2. с Библией |
Урок 5. Прощение и чувство вины |
|
Комментарий для учителейЦель учителя1. Исследовать причины и последствия вины. 2. Сосредоточить внимание на том, как Голгофский крест избавляет от чувства вины. 3. Понять, каким образом прощение самих себя помогает нам прощать других. План урокаI. Чувство вины (
Флп. 4:19). II. У Голгофского креста (
Флп. 4:13). III. Совершенный мир (
Ис. 26:3). КомментарийПрощение и чувство виныБиблия не оставляет никакого сомнения — все люди грешны (см. Рим. 3:9, 3:23; 5:12; 1 Ин. 1:8). Поэтому все люди в большей или меньшей мере подвержены мукам совести. Само по себе это чувство вины полезно для человека, поскольку побуждает нас признать свои грехи и порождает желание оставить их. Как только мы искренне раскаиваемся в известном нам грехе и отворачиваемся от него, чувство вины отступает. Аргументация Павла в Рим. 3:9, 10 основывается на том, что христиане из иудеев хорошо знали Ветхий Завет и верили в его истинность. Исходя из этого, «они не могли не согласиться с выводом апостола о том, что вместе с язычниками они разделяют виновность перед Богом всего человечества без исключения» («Библейский комментарий АСД», т. 6, с. 499). Бог дал закон евреям, чтобы они знали о своей виновности (см. Рим. 3:20). Это знание означало также большую ответственность: они должны были также донести план спасения до язычников. Доводы Павла заставили многих уверенных в своей праведности иудеев осознать собственную греховность и несовершенство. Осознание своей греховности вызывает чувство вины. Узнав о своем несоответствии Божьим требованиям и о последствиях греха, люди начинают испытывать страх и душевное беспокойство. И до тех пор, пока грешник верой не примет жертву Христа ради его примирения с Богом, его будет непрестанно преследовать это чувство вины. Христианство отличается от других религий своим отношением к чувству вины. Зная, какую цену пришлось заплатить за грех, христиане осознают и остро ощущают свою греховность. К счастью, тесная связь с Богом приносит верующему совершенный мир, и осознание содеянного греха не парализует его, потому что наказание за его преступления понес на Себе Иисус Христос. Когда человека сковывает чувство вины, он не способен эффективно трудиться. Е. Уайт объясняет, что непрестанная озабоченность «истощает жизненные силы... Многие из тех, кто называют себя Его последователями, озабочены и встревожены, потому что боятся довериться Богу. Они не повинуются Ему полностью.. . Им не найти мира до тех пор, пока они не подчинятся воле Божьей» (Е. Уайт. «Желание веков». с. 330). Когда мы сосредоточены не на Боге, а на собственном «я», мы не в состоянии полностью подчиниться Его воле. Таким образом, грешник остается один на один со своей виной. Единственный способ избавиться от чувства вины — это сосредоточить все свое внимание не на себе, а на Христе. Нам нужно старательно изучать Его безгрешную жизнь, чтобы во всем следовать Его примеру, выстраивая свою жизнь по Его принципам. «Истинная религия — это подражание Иисусу Христу. Все, кто называют себя Его последователями, отвергнут себя, возьмут свой крест и последуют за Ним» (Е. Уайт. «Библейский комментарий АСД», т. 7, с. 949). Только сосредоточившись на жизни Христа, мы сможем постигнуть всю глубину Божьей любви. «Когда мы поймем, что Бог есть любовь, тогда наш страх сменится доверием к Нему и мы сможем полностью вверить себя нашему Небесному Отцу, зная, что Он печется о нас (см. 1 Петр. 5:7)». («Библейский комментарий АСД», т. 7, с. 664). У христиан есть особое преимущество — знание того, что Своей крестной смертью Иисус Христос взял на Себя всю тяжесть наших грехов. Поэтому, принимая Его жертву и получая Его прощение, мы тем самым обретаем состояние совершенного мира. Жертва Иисуса Христа радикально меняет статус верующих в Него. «Божественная милость и правосудие нашли способ так относиться к грешнику, как будто он не виновен. Грех — это долг (см. Мф. 6:12), за который грешнику однажды придется держать ответ... Но Бог не вменит греха тем, кто примирился с Ним во Христе (см. Пс. 31:2)» («Библейский комментарий АСД», т. 6, с. 869). «Мы всегда должны полагаться на силу крови Христовой, которая приобретается нашей верой и которая очищает и поддерживает в нас жизнь. Мы должны уповать только на ее силу. Нам нужно постоянно возрастать в понимании ее неизмеримой ценности. Она принесет нам пользу только тогда, когда мы будем прибегать к ее помощи с верой, в чистой совести и примиренные с Богом» (Е. Уайт. «Высокое призвание», с. 47). Бог в Своей любви к нам разработал план того, как избавить нас от разрушающего душу чувства вины. «Признавая тот факт, что даже те, кто вступил в завет с Богом, будут нуждаться в очищении от греха, Иоанн [в 1 Ин. 1:7] убеждает верующих в том, что Бог еще раньше знал об этой проблеме и позаботился о ее решении» («Библейский комментарий АСД», т. 7, с. 631). Когда оступившиеся верующие признают свою вину и с верой приходят к Господу, «Христос вступается. Хотя они согрешили, Христос взял вину за их грех на Себя. Он вырвал людей из тьмы, как головню из огня» (Е. Уайт. «Наглядные уроки Христа», с. 169). В результате вмешательства Христа Бог по-другому смотрит на верующих в Него. Христос «снимает запятнанные одежды и облекает раскаявшихся и верующих в Него в Свою Собственную одежду праведности, Он записывает о прощении против их имен в небесных записях» (Е. Уайт. «Наглядные уроки Христа», с. 169, 170). Вот почему мы можем смело обращаться к Богу, зная о том, что каким бы ни был наш грех, Он всегда примет наше искреннее раскаяние и покроет этот грех Своей кровью. Знание о том, что Он заплатил цену за наш грех, приносит нам чувство радости, и Бог благословляет нас совершенным миром. Тексты для исследования: Рим. 3:9—20; 2 Кор. 5:11—21; 1 Ин. 4:7—121. В Рим. 1:18—32 Павел подробно останавливается на всякого рода неправедном и нечестивом поведении, на которое направлен Божий гнев. Во второй и третьей главах Павел утверждает, что мы все, как верующие, так и неверующие, находимся в одинаковом положении: заслуживаем Божьего гнева. Какое место отводится здесь Благой вести вообще и проблеме прощения в частности? 2. В Рим. 3 Павел учит, что грех и наша виновность перед Богом не просто являются проблемой нашего поведения и поступков. Они также являются выражением нашей внутренней сущности. Почему признание нами этого факта должно стать необходимым условием для того, чтобы быть прощенными? 3. Согласно 2 Кор. 5:11—21, Бог «дал нам слово примирения». Перечислите некоторые существенные характеристики этого примирения. Почему Бог избрал именно нас, непрочные глиняные сосуды, быть служителями примирения? См. Лк. 7:40—47. 4. Поскольку мы грешники по своей природе, любовь не является нашим естественным свойством. Однако даже люди, не считающие себя верующими, испытывают нежные чувства и привязанность к своим детям, мужьям и женам. В чем проявляется христианская любовь, которую, по сути, можно считать «неестественным» явлением? Где искать ее источник? Что мы можем сделать для того, чтобы она проявилась в нас еще полнее? Если бы вас попросили снять на видеокамеру события одной недели вашей жизни, какие эпизоды из этого фильма указывали бы на то, что ваша жизнь на самом деле отражает Божье прощение и Его безусловную любовь? Личное благовествованhиеВременами меня тянет съесть печенье, пирожное или мороженое. Тогда я, забыв обо всем, бегу в ближайший магазин и отвожу душу. Уже после первого кусочка приходит приятное ощущение исполненного желания. Но вскоре после этого меня охватывает жгучее чувство вины, и я начинаю укорять себя: «Не нужно было покупать такое большое пирожное!» Я твердо решаю, что впредь это не повторится. Однако чувство вины все равно остается. То же самое происходит и с грехом. В чем бы он ни выражался — в лживости, прелюбодеянии, сребролюбии, зависти — впоследствие нас одолевает чувство вины. Мало того, что мы на самом деле виновны, нас еще мучают угрызения совести! Мы знаем, что виновны. Мы чувствуем это. Однако почему же порой чувство вины остается даже после того, как мы в молитве попросим Бога о прощении? Библия убеждает нас: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» ( Рим. 8:1). Если бы нас попросили заменить слово «осуждение» в этом стихе, мы могли бы сказать, что нет ныне никакого порицания, наказания или даже неодобрения тем, которые во Христе Иисусе, а следовательно, теперь они невиновны. Поэтому нет смысла чувствовать вину, которую нам простил Небесный Отец, и мы смело можем также простить себя, покончив с чувством вины, а заодно и с грехом, который порождал это чувство. Давайте рассказывать другим, что когда Иисус умер за нас, Он взял на Себя наш грех и понес наказание за него, простив нашу вину. «Итак, оправдавшись верою (т. е. как будто мы никогда не совершали греха), мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 5:1). И тогда мы слышим из Его уст: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин. 8:11). От теории к практикеФлп. 2:5 предлагает ключ к спасению от чувства вины. Однако даже среди христиан не все, похоже, спешат вооружиться надеждой, которая звучит в этом стихе. Каким образом можно добиться того, чтобы в нас были «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»? Нужно ли для этого идти на жертвы, жить по вере и по любви? Вопросы для размышления1. Вспомните тот период в своей жизни, когда вас одолевало чувство «хорошей» вины, которое в конечном итоге привело вас к более тесным отношениям с Богом. Чем бы из этого опыта вы поделились с человеком, которого гнетет чувство вины? 2. Что бы вы посоветовали тому, кто склонен использовать чувство вины в качестве основного инструмента свидетельства миру о Христе? Допустимо ли сосредоточивать все внимание только на Божьем прощении? Как найти золотую середину между раскаянием в содеянном и радостью прощения? 3. Как узнать, что Христос постепенно перестает быть мерилом всех ценностей в вашей жизни? Почему порой так легко подменить Божьи ценности своими собственными и не заметить этой подмены? Что поучительного в этом отношении можно извлечь из «опыта» книжников и фарисеев, а также из жизни Давида и Петра? Как избежать повторения подобных ошибок в своей жизни? Вопросы для закрепления1. «Мальчик, отвечающий у доски, на замечание учителя говорит: „Это не я занимаюсь ниже своих способностей, а вы слишком многого ожидаете от меня"» (Чарльз Свиндолл. «История о запоздавшей воловьей упряжке, а также 1501 рассказ обо всем на свете», с. 11). Не бросаем ли мы такое же обвинение Богу, когда позволяем себе бесконечно копаться в своем чувстве вины? 2. Не приходилось ли вам на людях попасть в «ловушку», устроенную человеком, которому вы признались в своем грехе перед ним и который на словах сказал, что прощает вас? Изменилось ли ваше представление о вине и прощении после этого случая? Какую духовную помощь в преодолении этого негативного опыта можно почерпнуть из Флп. 2:5? 3. Вам казалось, что вы благополучно пережили измену супруга(и), друга, родного брата или соседа. Но затем неожиданно пламя обиды и гнева вспыхнуло с новой силой и больно обожгло вас обоих. Изменилось ли ваше представление о чувстве вины и прощении после этого случая? Как с помощью Флп. 2:5 можно научиться предотвращать повторение подобных «вспышек» в будущем? ЗаключениеСлава Богу за то, что Он прислал в этот мир Иисуса! Своим подвигом на Голгофе Он снял с нас бремя вины за грех. Все, что нам нужно сделать, это покаяться, обратиться с верой к Богу и получить Его прощение, исходящее из сердца, полное бесконечной любви. И тогда мы обретем совершенный мир, превосходящий всякое понимание. |