Стихи: 1.2.3.4.5. 6.7.8.9.10. | . 11.12.13.14.15. 16.17.18.19.20. | . 21. |
И услышал я. см. Откровение 1:2, 10.
Громкий голос. ср. с Откровением 1:10.
Из храма. Так как ангелы с чашами, наполненными язвами вышли из храма (15:6) и “никто не мог войти в храм” (8 ст.), то следует понимать, что это был голос Самого Бога.
Семь ангелов. О значении числа семь см. 1:11.
Идите. Хотя Иоанн и не определяет точно момент, когда было дано это ужасное повеление, всё же из контекста следует, что оно последует очень скоро после окончания времени испытания, перед самым пришествием Христа (ср. 15:8). Так как первая язва изливается на людей, которые приняли начертание зверя и на тех, кто поклонился его образу (16:2), то из этого следует, что излитие язв будет после проявления власти образа и начертания (13:1—17) и также после возвещения вести третьего ангела, который предостерегает против поклонения зверю и его начертанию (14:9—11). И поскольку семь последних язв составляют полноту Божественного гнева не смешанного с милостью (14:10. 15:1. 16:1) это говорит о том, что время испытания на тех, на кого они изольются — окончено (22:11). При излитии пятой язвы мы видим, что люди продолжали страдать и от первой (16:11). Это говорит о том, что язвы будут изливаться очень быстро — одна за другой (2 ст.). Это указывает и на то, что суды над Вавилоном, происходящие при седьмой язве (19 ст.) произойдут и над царями земли при пришествии Христа (17:16. 18:11, 20. 19:2, 11—19. ср. с 6:15—17. 14:14).
Вылейте семь язв. Т. е. наполните семью бедствиями, образно представленными семью чашами (15:7). В некотором отношении семь последних язв подобны десяти язвам постигшим Египет (Исх. 5:1 и 12:30). И в том и другом случае они свидетельствуют о высшем авторитете, о высшем авторитете и силе Божией. И в том и в другом случае, результат один и тот же: люди, отвергшие Бога терпят решительное поражение, а народ Божий получает освобождение. Это события, которые имели место в прошлом и которые произойдут в будущем, самым решительным образом свидетельствуют о справедливости Божией и приносят честь и славу Его имени.
Каждая из десяти Египетских язв приносила большие телесные страдания и каждая из них свидетельствовала о том, как ничтожна, слепа и жалка надежда и вера в ложную религию (см. Исх. 7:17. 12:12).
Гнев Божий. см. 4Цар 13:8. Откровение 14:10. Вполне логично напрашивается вопрос: почему Бог подвергает людей страданиям, описанным в главе 16 уже после того, как окончилось время благодати, и когда уже дольше нет возможности для раскаяния. Почему Христос не приходит и сразу не положит конец господству греха? В ветхозаветнее время различные бедствия такие как набеги, голод, моровые болезни, землетрясения и другие грозные явления в природе часто допускались Богом, как дисциплинарные меры с целью привести людей к раскаянию (см. Ис. 1:5—9. 9:13. 10:5, 6. 26:9. Иер. 2:30. 5:3. Ос 7:10. Иоиля 1:4. 2:12, 14. Амоса 4:6—11. Аггея 1:5—11. 2Пар 18:18). Хотя семь последних язв уже ничего не могут сделать для спасения человека, тем не менее они выполняют определённую функцию в небесном плане. Следует отметить, что первые четыре, или даже пять язв должны вызвать у людей сознание о том, что они боролись против Бога. Но вместо того, чтобы раскаяться, они ещё больше проклинают Его, и их возмущение против Него ещё сильнее и возмутительнее (см. 16:9, 11, 21). Действие язв откроет тот дух возмущения, который вполне овладел их сердцами. И плевелы должны на факте показать, что они были плевелы (ср. Мф. 13:24—30, 36—43). И Божия справедливость в их уничтожении также должна быть очевидной. Испытания великого дня скорби, сопровождающегося излитием семи язв, наоборот, ещё больше усовершенствуют характер святых и они ещё больше будут полагаться на Бога (ср. 7:4).
Подобно тому, как готовность умереть за другого является наивысшим проявлением любви (Иоанн 15:13), так и намерение отнять жизнь у другого, говорит о последней стадии ненависти. Во время последних двух язв весь ход событий примет такое развитие, что как люди, так и ангелы станут очевидцами этого разграничивающего принципа между людьми и справедливостью в окончании истории человечества (Рим. 14:11. Фил 2:10, ср. Откровение 16:13—17). Тогда вся вселенная увидит, что остаток народа Божия скорее согласится умереть, чем выразить неповиновение Богу и увидит также и тех, которые служили сатане; что если бы только было им разрешено, они убили бы всякого, кто стоял бы у них на пути к достижению их цели господства над землёй. Пойманный на месте преступления в своём намерении привести в исполнение изданный ими указ о смерти, они остаются перед Богом вне всякого оправдания (16:17).
Между теми, кто служит Богу и теми, кто не повиновался Ему, проведена очень чёткая и определённая линия, и все увидят, во что была бы превращена вселенная, если бы сатане было разрешено господствовать на ней (7:1).
На землю. Т. е. на жителей земли.
1 ст. “В видении, какое мне было дано 27 мая 1850 г, сопровождающий меня ангел сказал: “Время почти окончено”. Отражаете ли вы в себе образ Иисуса, как это должно быть? Затем он обратил моё внимание на тех, которые приняли трёхангельскую весть и должны были приготовиться. Ангел сказал: “Приготовляйтесь! Приготовляйтесь, приготовляйтесь! Вы должны ещё больше умереть для мира, чем вы это сделали до сих пор”. Я видела, какую большую работу должны были сделать и как мало времени у них оставалось для этого. Затем я видела, что вскоре будут излиты семь последних язв на тех, кто не был к этому готов. Однако, мир смотрел на это, как на обычные капли воды, которые упадут на землю. Затем я видела ужасную картину семи язв гнева Божия. Я видела, что Его гнев был ужасен и страшен, и если бы Он простёр Свою руку, или же поднял её в гневе, не осталось бы ни одного жителя на земле... “ (
“Многие имеют непокорное и не смирившееся сердце и больше думают о своих небольших трудностях и испытаниях, чем о душах грешников. Если бы они имели в виду славу Божию, тогда они чувствовали бы состояние погибающих душ вокруг себя... Ангел сказал: “Те, кто исповедуют Его имя ещё не готовы”. Я видела, что семь последних язв будут излиты на не защищённую голову нечестивых” (
Первый. Порядковый счёт каждого ангела говорит о том, что язвы будут следовать одна за другой.
Жестокие и отвратительные. Или же “мучительные и страшные”, или же “причиняющие боли”.
Гнойные раны. В переводе 70—ти “гнойные раны” были на египтянах (Исх. 9:9—10), которые нельзя было излечить (Втор 28:27). Гнойные раны, которые поразили Иова (Иова 2:7). Против этих “гнойных ран” хвастливая чудодейственная сила духов, сотрудничающая теперь с падшим христианством (13:13, 14. 18:2. 19:20) будет безуспешна (16:14). Их бессилие в этом отношении будет неопровержимым (ср. с Исх. 8:19).
На людях. Первая язва гнева Божия падёт на тех, кто не принял трёхангельской вести, которая предостерегала их против “поклонения зверю и его образу” (14:9) и последнего зова “выйти из Вавилона” (18:1—4). Эта язва не будет всеобщей (см.
Начертание зверя. см. 13:16.
Поклоняющихся образу его. см. 13:14, 15.
На море. При третьей язве поражены реки и источники вод (4 ст.). Море обычно представляет собой путь для международных отношений в торговле и путешествиях. Предполагается, что затруднения в международной торговле и мировом рынке (см. 13:13—17. 16:13, 14. 17:3, 12) и говорит о Божием неодобрении относительно плана объединить все народы вместе под свой контроль. Это и есть содержание этой язвы. ср. с Валаамом (Чис 22:21—35). Подобно первой язве, вторая также не является всеобщей (см. 16:2.
Кровь. Возможно, по сравнению с цветом, запахом, но не обязательно по своему составу.
Как бы мертвеца. Ничего более отвратительней нельзя себе представить, как свернувшуюся кровь мёртвого человека.
Всё одушевлённое. Или же “всё живое”, “всякая живая душа”. Слово “душа” применяется как к жизни животного, так и к человеческой (Мф. 10:28).
Реки и источники вод. В библейские времена “реки и источники вод” означали употребление воды для ежедневных нужд, для купания и орошения. Если вторая язва по—видимому и положит большие препятствия морскому передвижению, то результаты третьей будут мгновенными и серьёзными. Сравните с первой язвой в Египте (Исх. 7:7—19). Подобно первой и второй, третья язва не будет повсеместной (см.
И услышал я. см. 1:2, 10.
Ангел вод. Т. е. имеющий власть над водами. ср. с ангелами из 7:1 и 14:18, которые имеют власть над “ветрами” и “огнём”.
Праведен Ты... Ужасы третьей язвы, как бы утверждают авторитет Бога. Ибо Он также справедлив и в Своём гневе (см. 15:3, 4. 16:1).
Есть и был. см. 1:4.
Свят. Неизменяемость Бога конкретно оттеняется теми большими переменами, какие происходят теперь на земле.
Так судил. Т. е. относительно первых трёх язв и по—видимому и тех, что ещё не были излиты.
За то, что они пролили. Буквально, за то, что они проливают. Сюда относится и не пролитая кровь живых святых, которые были приговорены к мученической смерти (17:6. 18:20). Осуждая народ Божий на смерть, нечестивые несут на себе вину, как если бы они и пролили их кровь (Мф. 23:35).
Святые и пророки. (см. Деяния 9:13. Рим. 1:7. Откровение 18:20).
Ты дал им. Здесь язва рассматривается как прямое действие со стороны Бога (
Они достойны того. Наказание вполне соответствует преступлению. Нечестивые заслужили того, что получили. И это не было чем—то деспотичным со стороны Бога (см. 1 ст.).
И я услышал. см. 1:12.
Другого. Т. е. ангела, несущего служение у жертвенника (ср. с Откровением 14:18).
Жертвенник. Т. е. жертвенник курения. Никакого намёка здесь нет на жертвенник курения всесожжения на небе (ср. с 8:3. 9:13. 14:18).
Ей. Буквально “да”.
Истинны и праведны. Или же “истинный и справедливый” (см. 1:5. 3:7. 6:10. 15:13). Посещая Своими страшными судами тех, кто отверг Его Божественную милость, Бог истинен в том смысле, что Он остаётся правдив по отношению Своего Слова — Он выполняет то, что говорил (14:9—11). Он “праведен” или же “справедлив” в том смысле, что справедливость требовала наказания тех, кто восстал против неба (16:1).
Суды. Т. е. “действия судов” — язвы.
На солнце. Согласно переводу с гр, первые три язвы вылиты на землю, море и источники вод. Следующие три язвы вылиты на солнце, престол зверя и реку Евфрат. Седьмая язва вылита на воздух.
И дано было. Буквально “было разрешено”.
Жечь людей огнём. При естественном положении вещей солнце согревает землю, людей, способствует росту растений, регулированию климата и множеству других необходимых, нормальных явлений жизни на земле. Теперь же его лучи причиняют муки людям и разрушают жизнь. Хотя люди будут страдать от его высокой температуры, но засухи и голод также будут очень велики, каких ещё не переживал мир. Буквально язва сопровождается голодом по Слову Божьему (ср. с Амоса 8:11, 12). По всей земле начнётся лихорадочное волнение, как облегчить страдания и горе, причинённые первыми четырьмя язвами, и каким образом предотвратить дальнейшие бедствия. Но всё это не будет истекать из чувства Божественной скорби, но скорби мирской (см. 2-Кор. 7:9—11). Главная цель во всём этом следующая: избежать несчастья, принесённого язвами, а не найти примирение с Богом. И сатана убедит жителей земли, что это не они грешники, но что всё это произошло потому, что они разрешили избранному народу Божьему действовать и работать (см. 16:14.
Хулили. В данном случае хулить Бога означает говорить о Нём в унизительных словах и выражениях. При четвёртой язве люди начнут хулить Бога за бедствия, переносимые ими, и в конце концов они поймут то, что они борются против Него (см. 16:1).
Имя Бога. Т. е. Самого Бога.
Имеющего власть над сими язвами. Люди увидят в излитии язв проявление Божественной силы (см. 1 ст.).
И не вразумились. Т. е. не раскаялись. Вместо того, чтобы признать свою вину, они упорно продолжают обвинять в своём состоянии тех, кто остался верным и преданным Богу (см.
Чтобы воздать Ему славу. Т. е. признать “Его истинным и праведным” (см. 7 ст.). Страдая от язв, они отказываются признать себя виновными, а Бога правым, даже перед лицом таких суровых судов, которые побуждают хороших людей ещё больше улучшить свою жизнь и исправить её (ср. с Ис. 26:9, 10). Их сердца обнаруживают неисправимое упрямство и крайнюю нечувствительность как к Божественной милости, так и к Его справедливости (см. Исх. 4:21. Еф 4:20, Откровение 16:1).
9 — 11 ст. Многие из нечестивых были очень разъярены страданиями, какие им причиняли язвы. Это была сцена жуткой агонии. Родители горько упрекали своих детей, а дети родителей, братья сестёр, а сёстры братьев. Везде раздавались громкие, тягостные вопли: “Это ты удерживал меня от истины, которая бы спасла меня от этого страшного часа”. Народ набрасывался на своих проповедников с горькой ненавистью и обвинением и будет говорить: “Вы не предостерегали нас. Вы не говорили нам, что весь мир будет обращён, и говорили: мир, мир и уничтожили в нас каждое появление страха. Вы не говорили нам об этом часе, а тех, кто хотел предостеречь нас, вы называли фанатиками и плохими людьми, которые желали нам погибели”. И я видела, что служители не избегнут гнева Божия. Их страдания будут в десять раз больше страданий остальных людей” (
“Моё внимание снова было обращено на землю. Нечестивые были уничтожены, и их мёртвые тела валялись на поверхности земли... Лжепастыри были особенным образом наказаны Богом. Глаза их истлели в яминах, язык во рту и они ещё продолжали держаться на ногах. После того, как святые были избавлены голосом Божиим, нечестивые, охваченные яростью, набросились друг на друга. Земля казалось утопала в крови и повсюду валялись мёртвые тела” (
Престол. По-гречески “трон” (см. 13:12). “Престол зверя” — это по—видимому его центральные точки управления. Зверь здесь представляет папство в его возрождённом состоянии, не столько в религиозной форме, сколько в роли мировой силы, доминирующей над другими государственными авторитетами (см. 13:1, 2, 10. 17:3 и также стихи к этой главе 8, 9, 11).
Его царство. Кроме небольшого остатка, который всё ещё продолжает сопротивляться власти сатаны, он считает весь мир своими подданными, через возрождённое папство он будет стремиться к тому, чтобы приобрести полный контроль над всем человеческим родом (см. 16:13, 14. 17:8, 12. ср. с 19:19). Во время этой язвы весь мир будет как бы погруженным во мрак. Таким образом, в то время, как не раскаявшиеся люди наощупь будут искать света в мире, погруженным в духовную тьму (см. 16:8, 9), Бог будет посылать на них буквальную тьму, как символ глубокой духовной ночи, которая всё ещё окутывает землю (13, 14 ст.).
Мрак. Греческое форма выражения этого предложения означает, что какое—то время будет темно. Это буквальный мрак, который будет сопровождаться холодом и страданиями. Отсутствие света и тепла будет особенно мучительно переноситься после сильной жары в четвёртой язве.
Кусали языки от страдания. По—видимому, эти муки будет причинять сильный холод, сопровождаемый продолжительным мраком.
Хулили. Люди продолжают ненавидеть Бога. Их состояние, какое было при четвёртой язве и теперь остаётся таким же.
Бога Небесного. см. 11:13.
От страданий своих. Т. е. от действия язв (10 ст.).
И язв своих. По—видимому действия первых четырёх язв не будет смертельным, по крайней мере во всех случаях. Возможно, что излитие язв будет последовательным, а не одновременным.
Не раскаялись. см. 9 ст.
Шестой ангел. Вообще говоря, адвентистские комментаторы выдвигают два возможных объяснения 12 — 16 стихов.
Согласно первому объяснению, “великая река Евфрат” представляет собой Османскую или Турецкую империю: “высыхание воды” означает постепенный упадок этой империи. Армагеддон — буквальная долина Меггидо, на севере Палестины. Таким образом падение Турецкой империи рассматривается, как приготовление пути для восточных народов, чтобы сразиться с Западом в долине Меггидо.
Согласно второму объяснению — река Евфрат представляет собой народы, над которыми Вавилон приобрёл себе власть. “Высыхание воды” — означает потерю Вавилоном их поддержки. “Цари востока” — Христос и Его последователи. Армагеддон — последняя битва между Христом и сатаной на этой земле. Следовательно, устранение человеческой поддержки от Вавилона следует рассматривать как снятие последнего барьера к его поражению и наказанию.
Соответственно второй точки зрения, битва в Армагеддоне начинается с политических конфликтов и достигает своей кульминации в пришествие Христа и небесного воинства. Согласно второй точке зрения, армагеддонская битва начнётся тогда, когда объединённые вместе религиозные и политические силы в открытой атаке обрушатся на остаток народа Божия.
Хотя эти две точки зрения как—бы взаимно исключают одна другую, но в действительности у них есть много общего между собой. Сторонники двух точек по вопросу Армагеддона вообще сходятся в следующих пунктах:
1) Армагеддон — это последняя великая битва в истории земли и это принадлежит будущему.
2) Это — “брань великого дня Божия” (14 ст.).
3) “Великая река Евфрат” — это символ людей.
4) Три “нечистых духа” (13 ст.) — представляет собой папство, падшее протестантство и спиритизм (или язычество).
5) Эти “три духа” представляют собой силы, которые соберут народы для битвы.
6) Собирание сил “трёх нечистых духов” по своей природе религиозно, а собранные силы — это политические и военные.
7) Приготовление к битве будет происходить при шестой язве, а сама битва — при седьмой.
8) Это будет настоящая битва между людьми, с применением действительного оружия.
9) Кровопролитие не будет иметь границ и размеров.
10) Все народы земли будут вовлечены в эту битву.
11) Появление Христа и небесного воинства положит конец этой битве...
12) Святые, оставшиеся в живых будут очевидцами этой битвы, но участия принимать в ней не будут.
Существенная разница между двумя точками зрения сосредотачивается на трёх терминах: Евфрат, “Цари востока” и Армагеддон. Следует ли рассматривать эти вопросы во свете их буквального, географического положения, или же их нужно рассматривать совершенно в другом направлении, т. е. символически? Первая точка зрения рассматривает эти вопросы в их географическом значении. Вторая допускает их символическое освещение, в рамках согласно 14:3—19. Дальнейшие комментарии см. по этим вопросам в 12—19 стихах.
Как и следовало ожидать, некоторые адвентистские комментаторы придерживаются разновидности и видоизменённости этих двух основных точек зрения. Однако ограниченность места не позволяет останавливаться на них. О первоначальной точке зрения о том, что Армагеддонская битва — это битва между Христом и нечестивыми народами при втором пришествии см. “Джеймс Вайт” в “Ревью энд Геральд” 21 января 1862 г 6 стр.). Относительно второго положения, а именно, что Армагеддонская битва означает политическое и военное собрание народов земли в Палестине см. Уриах Смит “Пророчество Даниила и Откровения” 1944 г 691—700 стр.).
Великая река Евфрат. Приверженцы как первой, так и второй точек зрения сходятся на том, что Иоанн не ссылается здесь на буквальную реку, как реку или на высыхание её, как буквальных вод. С общего согласия, воды реки Евфрат — это люди (ср. 16:15). Соответственно первой точке зрения, однако Евфрат означает прежнюю Турецкую империю, через которую и протекала эта река и со времени падения этой империи в конце первой мировой войны: её современница Турция. Такая точка зрения заставляет предполагать, что выражение “Евфрат” хотя и не относится у буквальной реке, как “реке”, тем не менее продолжает сохранять какую—то определённую меру буквально географического значения, по крайней мере, как геграфическая область, пересекаемая этой рекой в Мессопотамской долине. Более чем 1000 лет эта область принадлежала сарацинам и туркам, а совсем недавно перешла в руки Иракского правительства.
Согласно второй точке зрения, значение выражения “Евфрат” должно происходить из того положения, что Вавилон является символом падшего христианства (см. 14:8. 17:5). Исторически и географически буквальная река Евфрат был рекой буквального Вавилона (Иер. 51:12, 13, 63, 64). Как река символического Вавилона “великого города” (см. 17:18) Евфрат здесь как бы разобщается в своём прежнем буквальном географическом значении и приобретает значение спутника символического Вавилона. Воды Евфрата — это “воды многие” (ср. с 17:3, 15), на которых восседает символический Вавилон; это жители земли, которых он заставляет “пить вино блуда своего” (17:2. ср. с 13:34, 7, 8, 14—16).
Вода. см. 17:1, 5.
Высохла. Греческое форма этого глагола означает завершённое действие, т. е. воды, которой уже нет, которая “высохла”. Согласно первой точки зрения, высыхание вод Евфрата, упоминаемое здесь, начинается с постепенного падения Турецкой империи, окончательное завершение чего принадлежит будущему.
Согласно второй точки зрения, высыхание вод Евфрата, означает лишение Вавилона человеческой поддержки в связи с шестой язвой (см. выше “великая река Евфрат” см. Откровение 16:14—17. ср. с Ис. 44:26 и 45:2). Сторонники этого положения находят последствия высыхания в символических описаниях в 16:8, 10. 17:5—8 и буквально в
Путь. По-гречески “дорога”, “главный путь”, “шоссе”. В изложении 12—16 ст. это путь “по которому пойдут цари” со своими армиями через Евфрат, чтобы сразиться со своими противниками. Согласно первой точки зрения этот “путь” географически будет лежать через Мессопотамскую долину, в прошлом, как территория Турецкой империи. Согласно второй точке зрения “путь” — символическое выражение, означающее “путь”, посредством которого будет создана такая ситуация на земле, что Христос и Его небесное воинство одержит полную победу над Вавилоном (19 ст.) и над “царями земли”.
Цари от востока солнца. Т. е. “Цари востока” (см. 7:2). Согласно географическому значению, приписываемому “великой реке Евфрат” сторонники первой точки зрения понимают под “царями востока” в географическом смысле народы, живущие на востоке Мессопотамской долины.
Согласно второй точке зрения — “цари востока” представляют собой Христа и сопровождающих Его ангелов. Такое мнение базируется на исторических данных из жизни Кира, который завладел Вавилоном и позже освободил народ Божий, иудеев и вернул их в родную землю.
Чтобы готов был. Согласно первой точке зрения “путь для царей востока” начал приготавливаться постепенным падением Турецкой империи. Согласно второй точке зрения, “путь” будет приготовлен устранением от символического Вавилона всякой человеческой поддержки (см. 1, 12, 14, 17 ст.). Согласно первой точке зрения — это приготовление носит географический и военный характер. Согласно второй точке зрения — это “приготовление” имеет моральный и духовный характер.
И видел я. см. 1:1.
Три нечистых духа. Приверженцы двух точек зрения сходятся в определении этих “трёх нечистых духов” — “дракон”, “зверь” и “лжепророк”, как современный спиритизм, или язычество, папство и падшее протестантство (ср. с 13:4, 14, 15. 19:20. 20:10). “Три нечистых духа” очевидно представляют собой, или символизируют трио религиозных сил, которые все вместе взятые и составляют “современный великий Вавилон” ( 16:13, 14, 18, 19. см. 16:19. 17:5)
Подобны жабам. По всей вероятности и невозможно прибегнуть к другому сравнению, чтобы во всей полноте выразить омерзительность “трёх нечистых духов” в очах Божиих.
Из уст. Уста — это орган речи. Выйдя из уст дракона, зверя и лжепророка, эти “три нечистых духа” представляют из себя политику, какую будет проводить в мире этот тройной религиозный союз. И как представляется в 17:2 “вино” Вавилона (см. 16:14. 17:2, 6).
Дракон. см. 12:3. Первый член этого тройного религиозного союза — это спиритизм или же язычество, которое главным образом сосредотачивается в служении нечистым духам и следовательно, как нельзя лучше отражать в себе черты современного спиритизма, который получил широкое распространение в христианских странах.
Зверь. см. 13:1. 17:3, 8.
Лжепророк. Отождествляется со вторым зверем из 13:11—17, покровительствует со вторым зверем из 1—10 и чудесами, которые совершает в присутствии зверя (12—14 ст.) обольщает людей сделать “образ” его.
13 — 14 ст. “Я видела, что святые должны иметь полное представление о настоящей истине, подтверждая её учение местами из Св. Писания. Они должны понимать состояние умерших, потому, что сатанинские духи будут являться им, выдавая себя за умерших близких и будут им говорить то, чего нет в Писании. Они будут делать всё возможное, чтобы вызвать к себе доверие и будут делать чудеса перед нами в подтверждение своих слов. Народ Божий должен быть приготовленным к тому, чтобы противостоять этим духам библейскими истинами о том, что мёртвые ничего не знают, и что являющиеся таким образом — бесовские духи” (
“Сатана долго готовился к своей окончательной работе обольщения. В основание его работы легло обольщение, данное Еве: “Нет, не умрёте. Но в тот день, когда вкусите, откроются глаза ваши и будете как боги, знающие добро и зло” Быт 3:4, 5). Он постепенно подготавливал путь для развития своей вершины искусства обольщения — спиритизма. Он ещё не достиг полноты в осуществлении своих намерений, но и это будет достигнуто в самое последнее время. Пророк говорит: “И видел я выходящих трёх нечистых духов из уст дракона и из уст лжепророка, подобных жабам; это бесовские духи, творящие знамения; они выходят у царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя” (11:13, 14). За исключением тех, кто будет защищён силой Божией и верой в Его Слово, весь мир будет вовлечён в этот обман. Люди уже постепенно погружаются в роковое спокойствие и безопасность, и только излитие гнева Божия пробудит их” (
“Двумя великими заблуждениями — бессмертием души и святостью воскресного дня сатана вводит людей в заблуждение. В то время, как первое из этих ложит основание для спиритизма, второе создаёт живейшую связь с Римом. Протестанты США одни из первых протянут руку через пропасть, чтобы подать её спиритизму; затем они вместе перешагнут её, чтобы подать руку римской власти, и под влиянием этого тройного союза, эта страна пойдёт по следам Рима в попирании прав совести” (
Бесовские духи. Буквально “духи демонов” или же “демонские духи”. В Евангелии выражение “нечистый дух” всегда связано с представлением о диаволе (см. Мк. 1:27, 34. 3:11, 15. 6:7. Откровение 8:2, ср. Свидетельства 5 т. 472 стр.).
Творящие знамения. Или же “совершающие чудеса” т. е. чудеса, удостоверяющие права, силу и авторитет лица, делающих их. Об этих чудесах упоминается в 13:13, 14. 19:20. Сверхъестественные проявления различного рода составляют те средства, посредством которых сатана работая через людей будет иметь успех в обольщении мира, чтобы смести с лица земли тех, которые являются единственным препятствием в его неоспоримом праве господства над человечеством.
Цари земли. “Цари” — это политические силы земли в противоположность тройному религиозному союзу (см. 13 ст.), которые соберут народы земли и объединят их вместе в походе против народа Божия, чтобы уничтожить его. Этот универсальный религиозно—политический союз (см. 17:3) будет стремиться к господству над миром. Согласно первой точке зрения эти “цари” представляют из себя народы Запада, в противоположность “царям с Востока” (16:12) — народов Востока. Согласно второй точке зрения, выражение “цари земли всей вселенной” включают в себя народы Востока и Запада (см. 12 ст.). О дальнейшем значении “царей Востока” и временном успехе этого заговора — см. 17:12, 14, см. 12 ст., сравни с Св. 7 т. 182 стр.).
Чтобы собрать. Согласно первой точке зрения это собирание состоит из политических и военных приготовлений со стороны “царей земли и всей вселенной”. Согласно другой точке зрения это относится к действиям тройного религиозного союза, стремящегося к союзным действиям с политическими силами земли, чтобы вместе вести войну с остатком народа Божия.
Брань. Сторонники вышеупомянутых двух взглядов считают, что в следующих главах изложены различные виды этой битвы (14:14—20. 16:12—19. 17:14—17. 19:11—21, ср. с Св. 6 т. 406 стр.). Согласно первой точке зрения это главным образом политико—военные сражения в долине Мегиддо, между народами Востока и Запада (см. 16:12, 13). Согласно второй точке зрения, в этой битве народы соединятся, чтобы уничтожить народ Божий и поэтому, главным образом, это религиозное сражение.
Оный великий день. Т. е. день гнева Божия (см. 1 ст.).
Бога Вседержителя. см. 1:8.
14 — ст. “Я видела, что скоро будет считаться святотатством говорить что-либо против “таинственных стуков” и что они будут распространяться всё больше и больше: сатанинская сила будет расти и некоторые из его преданных последователей будут иметь силу совершать чудеса, и даже огонь низводить с неба пред людьми. Я видела, что на основании стуков и месмеризма современные спириты будут основывать все чудеса, совершённые нашим Господом Иисусом Христом, и что многие поверят тому, что все великие чудеса и дела, сделанные Сыном Божиим на земле, были сделаны этой же силой” (
“Но никто не должен быть обманутым ложными заявлениями спиритизма. Бог осветил мир достаточным светом, чтобы жители его были в состоянии раскрывать сети и уловки диавола. Как уже было и показано учение спиритизма в своей основе противоположно определённому и ясному учению Св. Писания. Библия учит, что мёртвые ничего не знают и ни о чём не думают, что они не разделяют никакой фазы жизни, и что им ничего не известно о радостях, или переживаниях тех, кто был когда-то им дорог на земле.
Больше того, Бог прямо запретил всякое общение с духами умерших. Во дни евреев тоже были такие люди, как и современные спириты, которые имели связь с умершими. Но о таких “духах друзей”, как называли этих пришельцев из другого мира, Библия говорит как о “дьявольских духах” (Чис 25:1—3. Пс. 105:28. 1-Кор. 10:20. Откровение 16:14). Всякое обращение с такими духами считалось мерзостью пред Богом и самым торжественным образом было объявлено, что виновники будут подвержены смертельному наказанию (Лев 19:31. 20:37). Даже само слово “ведьма” или “колдун” в наши дни произносится с презрением и отвержением. И люди думают, что эти басни, принадлежащие мрачному средневековью о том, что в те невежественные времена существовала связь с нечистыми духами. Но спиритизм, насчитывающий сотни тысяч и даже миллионы своих приверженцев проник в научный мир, церкви, законодательные органы и даже в царские дворы, являясь ни чем иным, как замаскированным возрождением величайшего обмана древнего колдовства, осуждённого и запрещённого Богом” (
“Величайшим актом в величайшей драме обольщения будет представление Христа сатаной. Церковь давно делала вид, что ожидает пришествия Спасителя, как самое заветное исполнение своих надежд. Теперь великий обманщик сделает вид пришествия Христа. В различных странах земли сатана будет появляться среди людей как небесное величие, окружённый ослепительным блеском, напоминая собой, данное через Иоанна в Откровении описание Сына Божия (1:13—15). Слава, окружающая его превосходит собой всё, когда-либо виденное смертными глазами человека. Торжественные возгласы наполняют воздух: “Христос пришёл! Христос пришёл!” В величайшем обожании люди падут перед ним, в то время, как он поднимет руки и будет благословлять их, как это делал Христос, будучи на земле. Голос его нежный, не громкий, мелодичный. Словами полными мягкости и сострадания, он будет говорить о небесных истинах, сказанных когда-то Христом, он будет исцелять болезни людей и затем, выдавая себя за Христа объявит, что он изменяет субботу на воскресение и повелевает всем святить этот день, благословенный им. Он заявит, что все упорно продолжающие соблюдать субботний день хулят его имя, отказываясь слушать ангелов, посланных им со светом и истиной. Какой сильный и почти непреодолимый обман! И подобно самарянам, обманутым Симеоном волхвом, многие от малого до великого скажут: “Сия есть великая сила Божия” (Деяния 8:20.
Се. Или же “вот”.
Иду как тать. К нечестивым (см. 1-Фес. 5:2, 4. 2-Пет. 3:10, ср. с Мф. 24:43. Лк. 21:35).
Блажен. Или же счастлив (см. Мф. 5:3).
Бодрствующий. см. Мф. 24:42. Святые должны быть бдительными и ревностными, чтобы не оказаться обманутыми.
Хранящий одежду свою. Т. е. остающиеся твёрдыми и непреклонными в вере, характере и всецело преданные Богу (см. Мф. 22:11).
Чтобы не ходить ему нагим. Т. е. чтобы верующий человек не потерял одежду своего характера в результате измены своей вере (ср. 17:16).
Чтобы не увидели. Вероятно вообще люди.
Срамоты наготы его. Т. е. измены веры. Хотя участь каждого будет решена при окончании времени испытания (см. 22:11) народ Божий не должен ослаблять своей бдительности. Наоборот, с увеличением сатанинского обмана и лукавства, их осмотрительность и бдительность должны также увеличиваться.
15 — ст. “Дни нашего испытания скоро окончатся. Конец близок. Нам дано предостережение: “Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого”. Мы должны быть очень осторожны, чтобы этот день не застал на не приготовленными. Будьте очень внимательными к тому, чтобы на брачном пире Царя вы тоже были в брачной одежде” (
“Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя как тать... “. Пришествие Христа будет неожиданностью для лжеучителей. Они говорят: “Мир и безопасность”. Подобно священникам и учителям перед падением Иерусалима, они стремятся к тому, чтобы церковь радовалась процветанием и земной славой. Они ложно истолковывают признаки времени... Именно в то время, как они провозглашают: “Мир и безопасность” — неизбежная гибель постигнет их. Когда насмешник, оставивший истину начнёт легкомысленно смотреть на всё, когда ищущий знаний будет искать их везде, но только не в Библии, тогда Христос придёт как тать” (
Он собрал. Или же “они собрались”. Согласно греческой форме, это выражение может быть переведено в том и другом числе. Местоимение “они” относится к трём нечистым духам из 13 ст., а “он” к ангелу из 12 ст. Содержание текста более склоняется к “они”.
О ходе собирания. см. 14 ст. Приверженцы двух точек зрения соглашаются на том, что это собирание произойдёт при шестой язве, а сама битва — при седьмой (см. 16:12—17).
Их. Т. е. “царей земли” из 4 ст.
Вместе. Согласно первой точки зрения, военные силы соберутся в буквальной долине Мегиддо, в северной Палестине (см. 12:14). Согласно второй точке зрения, цари земные объединятся в сознании и цели (см. 17:13, 17, ср. с Пс. 82:4, 5).
Место. Согласно первой точки зрения, которая утверждается на географическом значении — это относится к долине Мегиддо, Ездралионской низменности, в северной Палестине (см. 16:12, 14). Согласно второй точке зрения, имеющей символическое значение, это будет “состояние” или же умственное соглашение царей, которые придут к выводу, что нужно объединиться всем вместе и уничтожить народ Божий (см. 16:14. 17:13).
Называемое по—еврейски. Возможно, что при помощи такого оборота Иоанн желал направить своих читателей к изучению вопроса об Армагеддоне, как “еврейского” выражения и во свете еврейской истории, чтобы таким путём, это загадочное имя сделалось понятным.
Армагеддон. Это слово греческое и переведено с еврейского, как объясняет Иоанн. Ввиду того, что нет ни одного географического места, носящего такое название, нелегко установить значение этого выражения. Мнения расходятся при переводе еврейского и греческого слов. Еврейское слово “Хармагеддон” состоит из двух еврейских слов — первое означает “город” или же больше, как “гора”. Но как замечено, некоторые древние манускрипты упускают первый слог “Хар”.
Что касается второй части слова “магеддон”, предполагают два происхождения. 1) Магеддон — из еврейского слова мегиддо или мегиддон (3Цар 9:15. Зах. 12:11) древний город Мегиддо, именем которого назван главный перевал через горы на юго—западе; именем которого и названа равнина Израильская на севере и северо—востоке (2Пар 35:22), а также и поток Киссон, воды которого называются водами Мегиддонскими (Суд 4:7, 13. 5:19, 21), текущими через эту долину. 2) Мегиддон — происходит от основы слова “моед”. Это слово на еврейском языке очень распространено в Ветхом Завете в смысле “собрание” (Исх. 27:21. 28:43. 29:4, 10, 11, 30, 32) как назначенный “праздник” (см. Лев 23:2), как собрание или “место собрания” (Плач Иер. 1:15. 2:6). Первое происхождение этого слова связывает название Армагеддон с географической и исторической средой древнего Мегиддо, второе — предполагает возможную связь с великой битвой между Христом и сатаной.
В Ис. 14:13, где “хар—мо—ед” переводится как “гора собрания” или же “гора собирания” и означает “гору”, на которой стоял храм Соломона, а на севере от древнего Иерусалима Люцифер представлен, как домогающийся сместить Бога, как верховного правителя над Израилем.
Приверженцы первой точки зрения об Армагеддоне считают, что его происхождение от еврейского слова “хар—мегиддо” — “гора Мегиддо” и переводят это название так, как оно и употреблено в 16:15 в условиях географической среды и исторических связей древнего города Мегиддо. Приверженцы второй точки зрения понимают первое происхождение этого названия фигуративно, т. е. в условиях исторических событий ветхозаветной истории, связанной с окрестностями древнего Мегиддо (см. Суд 4:4. 5:31. 6:33. 7:25. 3Цар 18:36, 40, ср. с 2Пар 35:20, 24), но не приписывая географического значения названию Армагеддон в 16:16. Они понимают второе происхождение 0 “хар—моед” также образно, на основании его употребления в Ис. 14:13, что говорит о великой битве между Христом и сатаной (см. 12:7—9, 17. 17:14. 19:11—21).
16 — ст. “Скоро разыграется Армагеддонская битва. Он, на бёдрах Которого написаны слова: “Царь царей и Господь господствующих” — вскоре поведёт Своё небесное воинство. Сегодня слуги Божии не могут сказать так, как сказал Даниил в своё время в 10:1 : “Но не скоро приду”. Сегодня осталось очень мало времени, в которое свидетели Божии должны сделать работу, вверенную им в приготовлении пути для Господа” (
Седьмой ангел. Относительно значения числа “семь” см. 1:1.
На воздух. Как видно, действие этой язвы будет универсальным.
Громкий голос. Очевидно, голос Божий. (ср. 1:10).
Небесный храм. По содержанию текста, скорее всего следует прочесть “из храма”, или “на небе”.
От престола. Другими словами, что было сказано, было сказано как официальное заявление от Владыки вселенной (см. 4:2—5).
Совершилось. Эти же самые слова будут сказаны и во второй раз при пересотворении новой земли (см. 21:6). Подобные слова “Совершилось!” были сказаны нашим Господом на кресте (Иоанн 19:30) когда работа Его служения жертвы окончилась и план спасения был с успехом выполнен. В 16:17 отмечается драматический момент, когда тайна беззакония полностью будет раскрыт и подлинный характер мирового религиозно—политического союза раскрыт (13, 14, 17).
Бог допускает силам зла идти к намеченной цели кажущегося успеха в их зловещем желании уничтожить народ Божий. И когда в предназначенное время они договорятся привести в исполнение смертный приговор, с ликующими возгласами бросятся вперёд, чтобы уничтожить святых, голос Божий скажет: “Свершилось!”. Это заявление положит конец бедственному времени Иакова (ср. с 15 ст.), избавит святых и возвестит седьмую язву.
17 — ст. “Когда Христос оставит святилище, мрак покроет жителей земли. В то ужасное время праведники будут жить перед святым Богом без Посредника. Преграды, сдерживающие нечестивых снимутся и сатана получит неограниченную власть над необратившимися. Долготерпение Божие кончилось. Мир отверг Его благодать; с презрением отнёсся к Его любви и попрал Его закон. Нечестивые перешли границы благодати; Дух Божий, которому они оказывали такое решительное сопротивление, наконец оставил их. Лишённые Божественной милости, они остались на произвол своего врага. Сатана тогда повергнет жителей земли в последнюю великую скорбь. Как только ангелы Божии перестанут удерживать ярость ветров человеческих страстей, все элементы борьбы разыграются. Всему миру будет угрожать гибель более ужасная, чем постигшая в своё время жителей Иерусалима” (
“В полночь Бог проявил Свою силу для освобождения Своего народа. Появится солнце во всей своей красоте и блеске. Чудеса и знамения быстро следуют один за другим. Безбожники с ужасом и изумлением смотрят на всё это, между тем, как праведники с торжествующей радостью следят за признаками своего избавления. Кажется, что всё в природе изменило своё обычное течение. Реки перестают течь. Тёмные тяжёлые тучи надвигаясь, сталкиваются между собой. Среди разгневанного неба виднеется полоса неописуемой славы, оттуда слышится голос Божий, подобный голосу “вод многих, говорящий: “СОВЕРШИЛОСЬ!” (
“Вскоре я услышала голос Божий, который потряс небеса и землю. Произошло великое землетрясение. Вокруг рушились здания. Затем я услыхала победоносный крик. Я посмотрела на группу людей, которая до этого момента была подавленной и печальной. Их пленение окончилось. Яркий свет озарил их. Как прекрасно они выглядели! Все следы болезни исчезли и на лице каждого лежала печать совершенного здоровья. Их враги ещё недавно окружающие их, падали вокруг них мёртвыми. Они не могли переносить света, который окружал святых. Свет и слава покоились на них, пока на облаках не появился Иисус и святые были преображены в мгновение ока, от славы к славе. Могилы открылись и святые вышли из могил, облечённые бессмертием, восклицая: “Победа над смертью и могилой” и вместе с живыми святыми они были восхищены для встречи с Господом, в то время, как из каждых бессмертных уст исходили возгласы славы и победы” (
“Колесо провидения Божия двигается медленно, но верно. Мы не знаем, как скоро наш Господь скажет: “СОВЕРШИЛОСЬ!” Его пришествие приближается” (
Голоса. Или же “звуки, шум”. ср. с 4:5, 8:5, 11:19. То, что говорят “голоса” по—видимому, подобно заявлению в 11:15.
Громы. Или же “раскаты грома”.
Молнии. Или же “вспышки молнии”. Согласно контексту стиха, гораздо удобней было бы прочесть “голоса и громы”.
Великое землетрясение. Буквальное землетрясение, но сопровождается и символическим землетрясением, которое разрушает символический Вавилон (18 ст.). Подобно тому, как буквальное землетрясение оставляет буквальный город в руинах, так и символическое землетрясение приносит руины и опустошение “Вавилону великому” (см. 17:15. 18:6—8, 21). Тройной союз терпит полное поражение (ср. с Ис. 28:14—22).
Какого не бывало. Следует понимать буквально и образно.
18 — ст. “От этого голоса содрогается небо и земля. Происходит великое землетрясение, “какого не было с тех пор, как люди на земле”. Такое землетрясение, такое великое. Небо кажется открывается и закрывается. С престола Божия, подобно пронизывающей молнии сверкает слава Божия. Горы шатаются как тростник, колеблемый ветром и раздробленные куски скал разлетаются во все стороны. Разъярённое море волнуется. Слышится рёв урагана, подобно многочисленному голосу демонов, готовящихся к своему разрушительному делу. Вся поверхность земли колеблется и раздувается, подобно морским волнам. Все основания её потрясены. Горные цепи погружаются в море. Обитаемые острова исчезают. В разъярённых волнах исчезают морские гавани, которые в своём нечестии были подобно Содому. И Вавилон великий “воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его”. Каменный град “величиной в талант” довершает своё дело истребления. Самые высокомерные города земли превращаются в развалины. Великолепные дворцы, на сооружение которых великие мира сего отдали своё богатство, чтобы увековечить своё имя, теперь на их же глазах превращаются в руины. Тюремные стены рушатся и народ Божий, заключённый за веру, выходит на свободу” (
“При втором пришествии Христа люди будут очевидцами ещё ужаснейших картин. Горы трясутся пред Ним и холмы тают и земля колеблется пред лицом Его и вселенная и всё живущее в ней... “ Небесные молнии соединятся с подземным огнём и тогда горы будут гореть как печи, извергая страшные потоки лавы, засыпающие сады, поля, деревни и города. Под действием кипящей воды, от низвергающихся в неё раскалённых масс, неприступные скалы растрескиваются, разлетаясь во все стороны. Реки иссохнут, земля будет содрогаться, повсюду будут происходить ужаснейшие землетрясения и взрывы. Вот таким путём Бог очистит землю от нечестивых. Но среди этого смятения праведники будут защищены, как Ной в ковчеге, во время потопа. Бог будет их прибежищем и под крыльями Его они будут безопасны” (
Город великий. Т. е. символический Вавилон (см. 17:5, 18. 18:10).
Распался на части. Символический Вавилон последних дней будет состоять из папства, падшего протестантизма и современного спиритизма (16:17. 17:17). Этот тройной союз падшей религиозной организации теряет свою сплочённость, единство и деятельность (ср. с Авв 3:3—16).
Города языческие. Продолжая мысль о землетрясении, разрушившим буквальный город, Иоанн теперь упоминает о политической организации на западной земле, представленный в 13 и 14 стихах, “как цари земли” подобным же символом, о “городе” как символе заблудшей религиозной организации на земле и “городах”, как их политических союзниках (см. 11:8. 17:18).
Пали. Политические власти земли также теряют своё единство, цели, ради которой они и объединились вместе в шестой язве. Наступает страшное пробуждение среди них, когда голос Божий отделит Свой ожидающий народ от их врагов. Теперь, когда тесно сплочённые между собой союзники религиозно—политического объединения (16:13, 14) начинаю войну между собой и “десять царей” из 17:12—16 с мстительной яростью набрасываются на символический Вавилон (см. 17:17). Исполненные бешеной злобы военные силы земли обрушиваются на своих руководителей и друг на друга с тем оружием, какое они приготовили для уничтожения народа Божия. Повсюду идёт борьба и льётся кровь, весь мир воистину будет залит кровью (см. 14:20).
Когда на облаках небесных появится Христос и небесное воинство будет приближаться к земле, на ней ещё будет слышно повсюду бряцание оружия и шум сражения. “В безумной борьбе своих же собственных диких страстей и при ужасном излитии гнева Божия, не смешанного с милостью, падут жители земли: священники, начальники, народ, богатые и бедные, знатные и простые” (
О более подробном представлении об этой битве см. 17:14. 19:11—21, ср. с ярким описанием в И. Нав 10:7—14. Суд 7:19—23. 2Пар 20:22—24. Ис. 19:2. 34:8—10. 51:21—23. 63:1—6. Иер. 25:12—15, 29—38. Иез. 38:14—23, Аг 2:22. Зах. 14:13.
Великий Вавилон. см. 14:8. 17:1, 5.
Воспомянут. см. 18:5. Это обычное библейское выражение, обозначающее наступление часа Божественного суда (Пс. 108:14. Иез. 21:23, 24. ср. Иер. 31:24).
Чтобы дать ему. ср. со словами пророков относительно буквального города Вавилона (Ис. 51:17, 22. Иер. 25:15, 16).
Чашу. Обычное библейское выражение, обозначающее страдания и суды (см. Пс. 10:6. 74:8. Ис. 51:17, 22, 23. Иер. 25:15—17, 28. 49:12. Мф. 26:39). О природе чаши, которую должен пить символический Вавилон см. 17:16. 18:5—8, ср. с 14:10.
Вино. см. 14:10, ср. с 17:2.
Ярости. Или “гнева” (см. 1 ст.).
Гнева Его. см. 14:10. 16:1.
Всякий остров. Дано описание состояние земли вследствие землетрясения из 18 ст. (ср. с 6:14).
Горы. ср. с 6:14.
Град. Или же большие градины.
Талант. Около 66 фунтов.
Хулили Бога. Уже в третий раз те, на кого пали язвы проклинали Бога, проявляя таким образом своё полное презрение к Нему, даже в момент Его самых страшных Судов (см. 1, 9, 11 стихи).
Другие комментарии на книгу Откровение | ||
Содержание | На главную страницу | Библия |